on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Новини регіону

23.06.2021, 12:09

До Херсона їде фотовиставка «Обличчя нових громад»

Фотовиставку створено в рамках Програми Агентства США з міжнародного ...
18.06.2021, 11:55

У Херсоні відбудеться концерт нового музичного проекту Святослава Вакарчука «Оранжерея»

“Останні місяці у нас іде дуже активний творчий процес: ми працюємо ...
31.05.2021, 10:08

На Херсонщині створять комікс-журнал, присвячений художниці українського наїву Поліні Райко

На Херсонщині оголосили про початок нового проєкту для молоді – ...
> Туризм, відпочинок, розваги > Екстремальний туризм в Таврії > Репортаж из IX века с борта драккара «Сварог»

Репортаж из IX века с борта драккара «Сварог»

Об авторе
Вот уже третье лето подряд наш земляк Валерий Кругов даже не пытается провести отпуск так, как это делает современный человек. Вместо того, чтобы уехать на курорт и, пользуясь всеми благами цивилизации, преспокойно отдыхать на море, он примеряет на себя образ жизни наших далеких предков - вместе с товарищами принимает участие в экспедициях на копиях древних судов. В 2001 году Валерий «ходил по воде" на торговой ладье "Княгиня Ольга" (копия X-XI веков). В прошлом году доплыл до Кубани на казацком днепровском дубке «Богуы» (копия XV! века). А 1 августа этого года вернулся из очередного похода на драккаре "Сварог». Об этом путешествии — его рассказ.

О судне
Драккар — боевой корабль викингов. В переводе означает «дракон», так как на носу кораблей такого типа устанавливалась деревянная скульптура дракона, а на корме - закрученный хвост.

«Сварог» построен в Чернигове из дуба (киль, шпангоуты) и сосны (обшивка). Длина - 12 м, ширина 3 м, борт - 1 м, осадка - до 40 см, мачта - 11 м с прямоугольным парусом до 50 м. При строительстве «Сварога» были использованы чертежи Гокстедского судна, обнаруженного в Норвегии в 1880 году. О мореходности таких судов говорит тот факт, что в 1893 году в честь открытия Чикагской всемирной выставки, копия Гокстедского судна прошла под парусом от Скандинавии до Нью-Йорка за 40 дней. Это и явилось одним из доказательств посещения Американского континента викингами, тем более, что их поселение археологи нашли на полуострове Ньюфаундленд.

Красивое это слово - экспедиция! Мечта детства!

Я зачитывался книгами Тура Хейердала, Юрия Сенкевича об их плаваниях на копиях папирусных судов древнего Египта «Ра-1» и "Ра-2». Видимо, мысль все-таки материальна, раз мои мечты осуществились.

Мы вышли из Мариуполя утром 10 июля 2003 года. Шли Сурожским (Азовским) морем на восток к устью Дона при сильном попутном ветре. Постепенно ветер крепчал, и в 10.00 пришлось рифить парус. Но все равно до 13.00 мы фактически «летели» по гребням волн.

А вот с 13.00 начались неприятности: сначала перетерся линь, на котором за кормой шел спасательный бот «Фортуна» — и мы около часа, на веслах догоняли его. И это в то время, когда волны достигали высотой полутора метров!

Но это было только начало. Через 10-15 минут сильный хлопок - и ветер разорвал наш парус в клочья. А через некоторое время и руль был поврежден - его пришлось вытащить на палубу. Так корабль стал неуправляемым.

Наш кормчий Сергей Воронов, он же руководитель экспедиции, приказал бросить якорь и «штормовать», пережидать непогоду. А волны все усиливались. Штурман, херсонец Анатолий Помпеев, сказал, что шторм достиг 5 баллов. Не знаю, как кому, а мне показалось, что были все 12 баллов.

В тот момент я уповал на Святого Николая — покровителя моряков, (его икона всегда находилась на корме), и думаю, не я один. Волна вздымались над бортом на 1-2 метра, и качало так сильно, что мачта (при весе около 150 кг) стала сильно раскачиваться. Ее пришлось крепить за борта концами (веревками), но несмотря на наши меры предосторожности вскоре мачта могла рухнуть на палубу — а это кораблекрушение.

Но грамотные действия капитана Сергея Воронова и шкипера Анатолия Помпеева спасли корабль и экипаж от катастрофы. В таких условиях приказ «рубить» мачту был делом очень рискованным, но слаженность работы экипажа позволила четко «положить» мачту. И недаром мы после этой удачи зааплодировали и прокричали «Ура!» Такие моменты - незабываемы.

К вечеру шторм начал стихать, и на следующий день мы на веслах дошли до устья Дона. Ночевали у гостеприимных жителей станицы.

Как и наши предшественники, славяне и викинги, мы весь световой день двигались под парусом и на веслах, а вечером (с 22.00) приставали к берегу, Там кок готовил ужин, ему помогали двое вахтенных. Они же готовили ночью завтрак, а обед на следующий день проходил в условиях движения — сухим пайком.

С коком — Александром Рыбаком из Киева — нам повезло. Даже по комплекции он был настоящим коком. К тому же работает шеф-поваром элитного киевского ресторана «Княжий град». На «Сварог» Саша взял свои ножи, которые были больше похожи на мачете. При наличии продуктов он творил настоящие чудеса и смачно рассказывал рецепты, которые сам сочинял для ресторана.

После ужина часов в 12 ночи и песен у костра — сон часов до 4-5 утра в спальниках на берегу или судне. Завтракали уже на ходу.

На веслах сидели вахтами: час гребешь — час отдыхаешь. Скорость была такая: при сильном ветре — до 4 узлов (около 8 км/ч), на веслах (при спокойной воде) — до 2 узлов. Так что за световой день проходили 60-80 км, а иногда и больше.

С самого начала экспедиции драккар и экипаж в условиях шторма прошли суровое испытание на прочность, и мы еще раз убедились, как трудны были походы наших пращуров. А ведь кроме погодных условий их суда подвергались нападениями кочевников, разбойников.

Все остальное плавание на «Свароге» по Дону было хотя и трудным из-за встречного течения, но все-таки не таким изматывающим и опасным. На Дону мы опровергли мнение скептиков, что идти против течения невозможно.

Официальное завершение экспедиции прошло в Киеве 1 августа 2003 года. Закончилось очередное приключение, а я уже делаю отметки в календаре, отмечая сколько месяцев осталось до следующего плавания, и думаю, что так поступают все ребята из экипажа. В планах на следующий год — прохождение по Припяти, далее по Неману до Балтики и порта Клайпеды. Это один из вариантов северной части пути «из варяг в греки».
Дай бог, чтобы и эти планы осуществились!

О проекте
Одна из целей проекта — моделирование технологии строительства судна IX века на основе археологических материалов, предоставленных украинскими, белорусскими, норвежскими археологами. Проект "Шелковый путь» 2003 года ставил своей задачей пройти частью шелкового торгового пути, который в древности соединял Европу, Киевскую Русь, Азию. Экспедиции удалось из Чернигова (место строительства ладьи) по Десне, Днепру, а затем по Азовскому (Сурожскому) морю и Дону пройти 1444 км.

Валерий Кругов
Журнал «Новый фаворит».- № 5.- октябрь-ноябрь 2003


 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.