С верой, надеждой и любовью
Вы видели, как люди заглядывают в окна выставочного зала на площади Свободы, потому что физически не могут зайти внутрь? Как пробираются через плотно стоящую толпу со второй, а то и с третьей попытки (в том числе и мэр - а потом признается, что хотел бы увидеть мир глазами художника). Как дарят цветы, преклонив колени? Как немыслимое количество букетов не вмещается в руках у виновницы этого торжества, а люди бесконечно поздравляют, благодарят, спрашивают? Так 10 марта открывалась выставка Ольги Брынцевой “Родному городу с верой, надеждой и любовью” - очень светлая, чистая, искренняя.
Ольга Брынцева, известная как мастер текстиля не только в Украине, собрала эту экспозицию из своих гобеленов и живописных полотен последних трех лет, плюс несколько работ более раннего периода. От светских сюжетов отказалась - только Библейские мотивы, удивительной красоты пейзажи, святые места. Каждый видит в них что-то свое - кто экзотику, кто сказку, кто ширину и глубину творения Божьего.
- Ольга, это Ваши впечатления от путешествий? Расскажите, пожалуйста, о тех местах, которые мы видим на ваших работах.
- Так судьба сложилась, что сначала я просто попутешествовала по Кипру, потом стала приезжать и подольше жить на острове. Частично здесь изображены монастыри Кипра. Есть монастырь, в который мы любим ездить на воскресные службы. Не каждый монастырь пускает прихожан, а этот принимает всех - жители местных деревень приходят сюда, и с каждым разом людей становится все больше и больше. И все так органично, никто никому не делает замечания, что кто-то не так одет, кто-то громко разговаривает. Такая вот терпимость по отношению к человеку. И Грецию мы хотели не просто посмотреть, а посетить святые места. На Святую Гору - Афон - женщин не пускают, ее я могла увидеть только с корабля. Какой увидела - такой и изобразила.
Мы путешествовали по греческим островам, где на отвесных скалах находятся монастыри Метеоры. Сегодня уже сделаны дороги, можно подъехать а вот раньше попасть в них было сложно. И красота там невероятная. Говорят, есть мир земной, а есть горный. И там находишься в этом горнем мире.
Побывали мы и на острове Патмос, где в ссылке бы один из евангелистов Иоанн Богослов. Сохранилась пещера, где он жил и где написал “Апокалипсис”, и множество паломников посещают это место. Невероятный остров Тинос - на этом острове есть чудотворная икона, которая посвящена возвещению архангела Гавриила Святой Марии о том, что она зачнет от Духа Святого. Икона эта сначала приснилась монахине, приснилась еще кому-то, а когда начались там раскопки, то действительно нашли старинную икону на эту тему. И это становится поводом для того, чтобы построить целый храм - красивейший храм.
Паломники со всего мира его очень ценят, приезжают, особенно в богородичные праздники. Меня потрясло, что прямо от порта, куда пристает корабль, до самого храма идет дорога, она покрыта ковровой дорожкой, и люди поднимаются к храму на коленях, идут к этой чудотворной иконе со своими просьбами: кто-то просит о ребенке, кто-то - об исцелении. А потом те, кто получает желаемое, возвращаются с благодарностью. Огромный свод купола этого храма весь покрыт лампадами, кто не может подарить лампаду - приносит свечи, храм весь в свечах.
- А с чудесами довелось соприкоснуться?
- Да, и много. Остров Эгина, где последние годы провел святой Нектарий Эгинский, которому молятся больные раком (кстати, в Херсоне тоже есть часовня, посвященная ему - в онкобольнице). Последние годы он провел в основанном им женском монастыре. Сохранились некоторые предметы, мебель, маленькая уютная спаленка. От монахини-экскурсовода мы узнали, что паломники прямо под подушку кладут записки с просьбами. Я увидела, что вся наша небольшая группа потихонечку положила под подушку свои записки, и мы с мужем сделали то же. И было ощущение, что обратилась непосредственно к святому...
- В советские времена все мы воспитывались в духе атеизма, что же Вас привело к Богу?
- С какими-то неприятностями, бедами, передрягами на кого еще уповать? На Господа. В моей жизни так и случилось. А воспитывались я в семье атеистической, но доброй. Родители были крещенные, а наши родители воспитывались своими, которые жили с верой. Поэтому все разумное, доброе, вечное передавали нам. Получается, “оторвались” только наше поколение и поколение наших детей. И здорово, когда люди снова приходят к вере, потому что с ней легче жить.
- Ваши путешествия в большей части связаны с выставками или с желанием увидеть мир?
- Иногда - с выставками, иногда - с желанием нового. Были в Иерусалиме у Гроба Господня, у Стены Плача, впечатления, потрясающие - люди разных национальностей, разной веры приходят к этой стене со своими просьбами. Потрясающе. Хочется еще побывать на Синае. И я очень надеюсь, что даст Бог - побываем.
- В последние годы у Вас было несколько выставок во Франции. Как Вам это удалось?
- С появлением Интернета и галерей в Интернете я решила, что “спасение утопающих - дело рук самих утопающих”. И стала размещать свои работы в этих галереях, получать какие-то предложения. Так что галерея в Ницце меня сама нашла. Была такая приятная тема выставки - “Славянская женственность”. Это моя любимая тема. Мы списались, им подошли работы для выставки - с тех пор сотрудничаем. Потом тебя уже видят, возникают другие предложения...
- Какой Вы видите женщину в искусстве?
- В свое время были даже споры, такая точка зрения, что есть искусство женское, есть мужское. Мне казалось, что это не так, что и женщина, и мужчина должны быть в искусстве честными. А сегодня я вижу, что разница есть - мы все-таки разные, и искусство наше отличается. В женщине нет агрессии, женщина мягче по природе, призвана воспитывать детей, любить, быть ласковой, заботиться, жалеть. Если женщина воинственная, если ей не хватает женских качеств - ей трудно семью удержать. Если же она готова украсить мир, делать мир лучше - у нее все получается.
Лариса Жарких
«Вгору».- №11 (650).- 12.03.2016.- стр.4
Публікація першоджерела мовою оригіналу