on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

19.04.2024, 15:15

Проєкт «Вишивана Херсонщина»

До Дня Вишиванки започаткований проєкт «Вишивана Херсонщина». Для ...
19.04.2024, 11:56

На Херсонщині понад 10 000 пам'яток історії та культури. У якому стані більшість з них зараз — невідомо — ОВА

  У якому стані наразі перебувають більшість пам'яток історії ...
19.04.2024, 11:45

"Не занурити в глибину навколишнього жаху, а подарувати посмішку", - херсонська художниця Яна Голуб'ятникова

  Наразі в роботах херсонської художниці Яни Голуб'ятникової не ...

Скифы

 

19.05.2006

Р.КУРТИЕВ

Самоназвание скифов - сколот, скифами же сколотов назвали греки. Основные источники по скифам - греческие свидетельства, в первую очередь Геродот. Современные исследователи считают, что этническое ядро и культура скифов- кочевников - сформировались в Центральной Азии в IX-VIII вв. до н.э. Проникнув в VII в. до н.э. в причерноморские степи, они ассимилировали живших здесь европеоидных ирано-язычных срубников.

Скифы принадлежали по языку к североиранской группе, физический тип лица - узкий, относились к европеоидной расе. Занимали территорию от Дуная до Дона, в т.ч. степи Крыма, где господствовали с VII в. до н.э. - до 2-й половины III в. н.э.

История скифов хронологически подразделяется на два периода: Большая Скифия (VII-IV вв. до н.э.), и Малая Скифия (конец IV и вторая половина III в. н.э.). Окончательно сформировался скифский этнос в IV в. до н.э. По образу жизни скифские племена подразделяются на: эллинские скифы, скифы-пахари, скифы-земледельцы, скифы-кочевники и царские скифы. Царские скифы занимали степной Крым.

Впервые скифы появляются в Крыму в середине VII в. до н.э. на территории Керченского полуострова. В конце VI-начале V в. до н.э. они освоили район Перекопа и северо-западный Крым, и, таким образом, степях полуострова стало постоянно кочевать значительное количество скифов. В IV в. они стали осваивать крымские предгорья. В III в. до н.э. возникают крупные скифские поселения - Кермен-Кыр и Булганакское.

Скифы отвоевали у Херсонеса предгорные районы Крыма. Во II в. до н.э. возникло государство крымских скифов во главе с царем , ему наследовал его сын Палак. Столицей царства стал .

У степных скифов существовал курганный обряд захоронения. В восточном Крыму в V-III вв. до н.э. было распространено также захоронение в каменных гробницах, которое достигало до 40% от всех захоронений, а в северо- западной части полуострова - до 30%. В центральной части захоронение в каменных гробницах доходило до 16%, а захоронение в катакомбных могилах достигало до 28%. Эллинизированные скифы и античные греки захоронение производили в склепах с уступчатым сводом. Покойника укладывали на спине в вытянутом состоянии головой на запад или реже на восток.

Некоторые элементы традиционной культуры. Мужчины носили широкие штаны, кафтан, на голове войлочную шапку, на ногах сапоги до колен. Женщины носили платья, доходящие до щиколоток, на голову набрасывали покрывало.

В предгорьях строили одно- двухэтажные . Бедные жили в полуземлянках. Скифская религия относится к числу индоиранских верований, почитали богиню очага - Табиту, бога неба - Папай и его , которая являлась богиней земли и воды.

Поздние скифы в III в. до н.э. - III в. н.э. производили захоронение в подкурганных погребениях в каменных ящиках. Это единственное историческое (археологическое) свидетельство о процессе смешения таврского и скифского населения, происходящего в предгорье.

Активное участие в этнической истории скифов в I в. н.э. приняли ирано- язычные сарматы. В какой-то степени они сарматизировали скифов. В погребении скифов усиливается восточная ориентация, увеличиваются количество подбойных могил. В погребальном инвентаре скифское оружие заменяется сарматским, распространяется обычай обшивать края одежды бусами, появляются зеркала, усиливается распространение сарматских знаков. Так заметно усиливается влияние сарматской культуры на поздних скифов, которые приобретают "сарматизированный облик".

Этноним "скифы" встречается последний раз в Боспорской надписи 193г.н.э. Боспорский царь Рескупорид III (210/11 - 226/27гг.) назван царем "всего Боспора и тавроскифов".

Позднескифское государство доживало последние годы. Во второй половине III в. н.э. в Крым вторглись готы и аланы: готы заняли Южный берег, а аланы разгромили поздних скифов, оставшихся в живых оттеснили в юго- западный горнолесной регион. В 380г. гунно-аланский союз окончательно фактически уничтожил государство поздних скифов. Остатки скифских племен совместно с готоланами приняли участие в формировании раннесредневекового народа полуострова.



Литература:

1. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время.- М.: Наука, 1989.- С. 3-145.
2. Храпунов И.А. Очерки этнической истории Крыма в раннем железном веке. Тавры. Скифы. Сарматы. - Симферополь: "Таврия", 1995.
3. Советская историческая энциклопедия. - М.- Т.12.- 1969.
4. Высотская Т.А. Поздние скифы в юго-западном Крыму.- Киев: Наукова Думка, 1972.
5. Зубарь В.М. Херсонес-Таврический и Римская империя. - Киев: Киевская Академия Евробизнес, 1994.
6. Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. - Симферополь: Изд-во "Дар", 1999г. - С. 13-55, 225-230.


http://www.qirimtatar.org/modules.php?name=Hrestomatiya&file=index&func=three

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.