Такие вот страсти по...
«О, Боже мой! Праздничная программа, юбилей - и сразу же получите премьеру, действие которой происходит в чистилище, а декорации - старые кровати. Оно-то понятно, что любит режиссер Сергей Павлюк мир инфернальный, потусторонний - исследовать человека где-нибудь между небом и землей, между жизнью и смертью, между реальностью и вымыслом... Но мог бы по такому случаю что-то повеселее взять - в конце концов, получился же «грандиозный мюзикл» «Нью-Йорк, Нью-Йорк», и пережил отведенное ему время «новогодней сказки для взрослых»...»
Но подобные опасения некоторых зрителей были весьма преждевременны. Оказалось, нам предлагают вовсе не «чернуху», не страшилку и не заумь. Это комедия. Точнее - «возможно, комедия». Спектакль «Страсти по Торчалову» получился и серьезным, и смешным, и грустным, и легким, но самое главное - оптимистичным. И хоть пьеса была написана Никитой Вороновым еще в середине 90-х, как-то особо она не устарела (ну разве что после упоминания о «стукачестве» в 1974-м кажется, что главный герой слишком уж молодо выглядит). А замечательные пластически-теневые решения Влады Белозоренко придают спектаклю особый шарм.
Итак, Павел Максимович Торчалов (заслуженный артист Украины Сергей Кияшко) - респектабельный политик, в действительности завравшийся и заворовавшийся, попадает в клинику с сердечным приступом, и вдруг обнаруживает, что он уже, как бы помягче сказать... не на этом свете. Но не в раю и не в аду. Чтобы пройти дальше, нужно «вспомнить все», то бишь, свой главный грех. Оказывается, не так-то это просто...Рядом с ним маются в этом временном убежище большевик-цареубийца Сашка (Евгений Гамаюнов), крепостная Лиза, любившая Пушкина и зарубившая топором любовника-шантажиста (народная артистка Украины Елена Галл-Савальская) и простой шофер Кушкин (Антон Лысенко). А «начальственные» должности занимают навсегда застрявшие в этом пространстве самоубийцы - Римма (Лолита Минасян очень хороша в этой роли) и милиционер Стела (Руслан Вишневецкий). За окном - вечная темнота, звон трамвая и ожидание звоночка, который позволит пройти дальше...
Вот в таком замкнутом круге и происходит действие, и случаются неожиданные встречи, и прошлое обретает иной смысл... Как оценить свои поступки объективно? Понять, как действие или бездействие влияет на окружающий мир? И почему иногда «не убить - грех», и кто это решает? Серьезные темы, серьезные мысли, но безысходности нет. Может, потому, что все произошедшее - не более чем сон? Кто знает... Вот такие получились «Страсти по Торчалову». А может, не только по Торчалову?
Лариса Жарких
«Херсон маркет плюс».- №43 (301).- 27.10-02.11.2011.- стр.12
Публікація першоджерела мовою оригіналу