on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > Театр > З театральної історії Херсона > «Театр - це непристойне місце, де ходять голі жінки»

«Театр – это неприличное место, где ходят голые женщины»

27 марта начиная с 1962 года во всем мире отмечают День театра. В Херсоне театральное искусство своими корнями достигает 1830-х годов. Официальное же открытие херсонского профессионального театра состоялось 1 октября 1889 года
Скажем так, примерно лет через 50 после начала строительства Херсона в среде местной элиты возникла потребность приобрести здание для проведения дворянских собраний. Пожалуй, стоит пояснить, что в те далекие времена представляло собой подобное собрание. В отличие от известных нам клубов «по интересам», главной задачей которых является проведение досуга, дворянское собрание, в первую очередь, имело вполне практические цели. Совместно с органами городского самоуправления здесь занимались решением многих городских проблем, а также сбором средств, направленных на благотворительные цели.

Поиски подходящего помещения оказались делом недолгим. Примерно в то же время в самом центре города – на углу Эрделевской и Потемкинской улиц (сегодня – улицы Комсомольская и Карла Маркса) – продавался дом генерал-майора Лобри, в котором ранее размещалась мужская гимназия. В 1822 году губернское дворянское собрание приобрело это здание и после незначительной перестройки стало проводить здесь заседания.
Спустя 8–10 лет одно из помещений дворянского собрания приспособили под небольшой театральный зал. С этого момента и началась история херсонского городского театра. Теперь уже невозможно установить состав труппы и какая именно пьеса впервые была сыграна на небольшой сцене собрания. Однако доподлинно известно, что здесь впоследствии работали многие тогдашние знаменитости. Первый херсонский театр видел гастроли знаменитого русского актера Михаила Щепкина и прославленного украинского драматурга, режиссера и актера, уроженца Херсонской губернии Марка Кропивницкого.

К началу 80-х годов ХIХ века с увеличением городского населения возник вопрос отделения театра в самостоятельную структуру, находящуюся в подчинении городского самоуправления. Решение было принято, а для постройки театрального здания выбрали прекрасное место в центре города.
Однако затем появились проблемы. Служители Покровской единоверческой церкви, находившейся в непосредственной близости от выбранного места для постройки театра, стали всячески протестовать. «Так как театр – это неприличное место, где ходят голые женщины, поют и танцуют, и поднимают ноги, они отправили своего представителя в Петербург хлопотать о запрещении строительства», – так писал в историческом очерке «Херсон и его жители» старожил нашего города врач Иосиф Векслер.

Только случай помог представителям городской управы отвоевать право на строительство в этом месте здания театра. Секретарь Святейшего синода Вальтер оказался бывшим херсонцем! Его еще в 13-летнем возрасте согласно Указу Николая І «забрили» в кантонисты. В общем, синодский секретарь сделал всё от него зависящее, и 18 апреля 1884 года в Херсоне было заложено здание городского театра.
Строительство вели по проекту молодого архитектора Владислава Домбровского. Удивительно, что такое ответственное задание, как возведение городского театра, было доверено недавнему выпускнику Академии художеств, для которого подобная работа являлась по сути первой серьезной. Однако с заданием Домбровский (кстати, потомственный архитектор) справился с честью. И потом, спустя десятилетия, херсонцы, полюбившие свой театр, утверждали: «Он был маленькой копией Одесского оперного, только без разных там скульптурных излишеств».

В 12 часов дня 1 октября 1889 года состоялось торжественное освящение театра. В тот же день, в 8 часов вечера, прошло и первое представление. После торжественных речей зрителям показали комедию Александра Островского «Доходное место». Правда, внушительный для маленького Херсона зал театра не мог вместить всех желающих.
«В антракте, между третьим и четвертым актами, наполнявшая театр многочисленная публика три раза вызывала архитектора Домбровского и единодушными рукоплесканиями благодарила его за отличное и вполне изящное устройство театрального здания», – писал тогдашний городской голова Терещенко в «Памятной книжке Херсонского городского общественного управления за 1889 год». И там же: «Представленные антрепренером Лелевым-Вучетичем из сбора от первого спектакля 200 рублей в пользу бедных передать в распоряжение Херсонского благотворительного общества». Как видим, о малоимущих помнили даже в таких особо торжественных для города случаях.
До 1896 года театральные спектакли проходили при тусклом свете керосиновых ламп. Затем город нашел средства для установки в театре двух динамо-машин, приводимых в действие керосиновыми двигателями системы «Гроба и Ко». Устройство электрического освещения обошлось городу в 12 тысяч рублей.

Херсонские газеты, в которых с неизменным постоянством печатали анонсы спектаклей и критические статьи, держали зрителей в курсе всех событий. Из них можно было узнать, кто из представителей театральной богемы ведет переговоры с городской управой по вопросу аренды помещения. Сегодня благодаря газетной информации тех времен мы можем установить, что наш город был довольно-таки посещаем разного рода знаменитостями. На сцене театра выступали известные украинские, российские и зарубежные труппы: Панаса Саксаганского, Марка Кропивницкого, Николая Садовского, Ивана Карпенко-Карого, Всеволода Мейерхольда, итальянская труппа с Густаво Сальвини и другие. Русские актеры Владимир Давыдов, Павел Орленев, Александр Крамов, оперный певец Леонид Собинов, исполнительницы романсов Анастасия Вяльцева и Надежда Плевицкая радовали херсонцев своим искусством. Несравненная Мария Заньковецкая часто гастролировала у нас в городе. А в 1900 году публика могла увидеть и услышать на сцене театра самого Ивана Москвина.

Однако вместе с периодом расцвета знавал херсонский городской театр и тяжкие времена. Последовавшие вслед за октябрьской революцией 1917-го голодные годы, вплоть до 1922-го, полностью уничтожили театральное искусство в Херсоне. Лишь 14 лет спустя, 6 ноября 1936 года, премьерным показом спектакля «Победители смерти» в городе открылся новый театр. Но судьба первого его здания оказалась трагичной. На второй день после освобождения Херсона 13 марта 1944 года в обследованном саперами театре прогремел сильнейший взрыв, полностью разрушивший среднюю часть здания. По одной из версий, взорвалась хорошо замаскированная мина с часовым механизмом – «подарок» от оставивших город фашистов.

Листая подшивки
«В конце ХІХ века в Херсоне с гастролями пребывала известная российская актриса Гликерья Федотова. В городском театре шел спектакль Островского “Без вины виноватые”, в котором она играла главную роль. И вот в последнем акте немую тишину театра прорезал крик: “Воды! Воды!” Тишина разорвалась криками: “Пожар! Горим!” Публика бросилась к выходу, возникла страшная давка. Впоследствии выяснилось, что под влиянием поразительно реальной игры актеров с одной из дам сделался обморок. Находившийся с дамой в ложе кавалер открыл дверь и крикнул капельдинеру: “Воды!”. В противоположном конце зала никто не разобрал, в чем дело, и завопил: “Пожар! Горим!”»
Газета «Херсонская мысль», 1912 год

Александр Захаров
«Субботний Выпуск».- № 13 (437).- 26.03.2010.- стр. 13

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.