Цветной бульдозер
23.08.2004
Городская выставка «Сломанные рамки» впервые транслировалась в Интернете.
В областной библиотеке имени О.Гончара открылась художественная выставка - подарок современных херсонских художников ко Дню Города. «Изюминкой» выставки стало то, что на ней могли присутствовать любители современной живописи со всего мира.
18 сентября, у порога областной библиотеки, учащиеся Таврического лицея искусств и художественной школы города, мирно «собирали» из мелков и красок два бульдозера. В то же время, в двух залах третьего этажа, желающие могли посмотреть картины современных херсонских художников. А те, кто не имел возможности прийти на выставку, могли присутствовать на выставке виртуально - впервые в Херсоне, выставка транслировалась в режиме «он-лайн».
- Это шестая по счету арт-вечеринка, которая посвящается трем событиям: 30-летию разгрома выставки нонконформистов, что проходила в Москве в 1974 году; 70-летию со дня рождения одного из организаторов той выставки Александра Глезера, и пятилетию его пребывания в Херсоне - рассказал один из «идейных вдохновителей» выставки Николай Кошелюк.
На Западе, Александра Глезера называют «Третьяковым 20-го века».
- Он - создатель нескольких музеев современного русского искусства: «Монжерония» в Париже, «Нью Джерси» в Нью-Йорке. Кроме того, Глезер проводит огромное количество выставок и презентаций работ художников бывшего СССР. А в нашем городе он оказался так: в 1999 году путешествовал по просторам СНГ в Поисках талантливых художников. По пути он остановился в Херсоне, где обратил внимание на работы херсонских художников: Александра Бондаренко, Ирины Топуновой, Ольги Бондаренко, Евгения Петрова, Юрия Топунова, Феликса Кидера. Теперь картины этих художников представлены во всем мире - рассказал Николай Кошелюк.
Он подчеркнул, что в этой выставке «Сломанные рамки» принимают участие почти все эти творцы, работы которых сейчас выставлены в галереях Америки и Франции.
- Эти люди представляют наш город. С их помощью праздник Херсона вышел за рамки города - подчеркнул организатор выставки.
- А благодаря таким людям, как Вячеслав Машницкий, который создал частный музей современного искусства, наш город стал известен, как первый на Украине где есть подобный музей. И часть картин из этого музея представлена во втором зале. Отмечу, здорово, что в наше время, художник может творить свободно, не быть зажатым никакими рамками соцреализма - подытожил Николай Кошелюк.
Историческая справка:
В 1974 году состоялась первая бесцензурная выставка художников нонконформистов в Москве, на пустыре, в Измайловском парке. Впервые, за 50 лет советской власти, люди смогли увидеть, что на просторах Союза существует еще какое-то искусство. Художники нонконформисты, в своей массе, совершенно не выступали против советской власти и, в данном случае, это не было акцией протеста. Просто выставлялись художники работающие в разных жанрах, за исключением соцреализма. Но государство среагировало на эту выставку весьма своеобразно.
После того, как тысячи людей собрались в парке и стали знакомиться с этими работами - это признак оттепели, что теперь свободы будет немного больше. И, услышав подобное, власти нагнали бульдозерной техники, людей с лопатами и саженцами и объявили, что на пустыре, именно в этот день, будет разбит парк. Художников начали разгонять, картины топтать, а когда последние начали возмущаться, на картины пустили бульдозеры. На выставке были журналисты, которые это все снимали, и на следующий день зарубежные газеты вышли со статьями и фотографиями. Появилась карикатура - Брежнев, за рулем бульдозера, давит картины художников. Эта выставка вошла в историю, как «Бульдозерная». Судьба ее участников сложилась по разному, некоторых «залечили», в психушках от инакомыслия, работы других стали известны во всем мире и вошли в самые престижные салоны. Одним из главных организаторов выставки был Александр Глезер. Как организатора этой выставки, его взяли на учет в КГБ. В последствии, служба безопасности предложила ему сделку: выехать либо на запад, либо отправиться в противоположную сторону - в Сибирь. И художники убедили Глезера выехать с работами за рубеж.
Наталья Шальнова
«Булава».- 23 сентября 2004 г.
Публікація першоджерела мовою оригіналу