on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

 

В фокусе — Херсон

С этого номера на страницах «Гривны» стартует новая рубрика, которая называется «Как это было». А вести ее буду я, уже знакомый вам по некоторым историческим публикациям краевед Александр Захаров. Надеюсь, что все читатели найдут в новой рубрике много занимательного и полезного для себя. Итак, для начала - небольшой исторический экскурс в прошлое Херсона

К некоторым эпизодам в истории жизни нашей страны можно относиться по-разному: можно восхищаться иными ее периодами, другие же - искренне ненавидеть

Тут уж всё напрямую зависит от политических взглядов и этических норм, заложенных в воспитании человека. Но то, что именно история позволяет нам глубже понять происходящие в современном мире процессы или по крайней мере является для нас своеобразным индикатором определения и сравнения роста или падения материального и духовного состояния на определенном этапе развития общества, - это однозначно. Те плоды, которые мы ныне пожинаем, взращены на ниве истории, да и наша современная жизнь зависит и в целом полагается лишь на опыт прошлого. Поэтому знать историю просто необходимо. К тому же если воспринимать историю как некий жизненный опыт многих поколений наших предшественников, не придавая ей никакой политической окраски, то знакомство с ее еще неизвестными для нас или уже забытыми страницами станет, бесспорно, делом совсем не лишним, интересным и крайне увлекательным.

Херсон - наш дом. Кто не знаком с этим утверждением, выдвинутым неким общественным объединением в не таком уж и далеком нашем прошлом? А кто же не любит дом, в котором он живет? Впрочем, при отсутствии в наших жилищах тепла, воды, а порой и электричества, в тяжелых условиях всеобщего безденежья и до чертиков надоевших водевильных выборов этот вопрос для многих остается открытым. Хотя разговор здесь я поведу совсем о другом. Итак, любите ли вы свой город? С его настоящим и будущим, с его недостатками, надеждами, переживаниями, с его историей, наконец? Смею вас уверить, такого второго города, как наш, на карте мира просто не найти. А посему, как говорят в соседней Одессе, «поговорим за жизнь», то есть обратимся к его прошлому.

Я тут неслучайно вспомнил красавицу-Одессу, жемчужину Черноморского побережья, младшую сестру славного Херсона. Ведь очень скоро после своего основания переросшие первенца благодаря своему выгодному стратегическому положению города Одесса и вечный конкурент Херсона Николаев значительно опередили его и по экономическому развитию, впрочем, официально оставаясь городами Херсонской губернии. И всё же, несмотря на жуткую провинциальность тогдашней столицы губернии - незамощенные улицы, летнюю пыль и зимнюю грязь, знаменитости никогда не игнорировали Херсон своим присутствием.

Скажем, и царственные особы бывали здесь, и крамольные ссыльные-революционеры. А Пушкин, Куприн, Белинский, композитор Мусоргский и другие гении ушедших веков? А знаменитая певица Надежда Плевицкая, знакомая русской публике как «Курский соловей», сыгравшая роковую роль в жизни барона Врангеля? Или примадонна, известная на весь мир исполнительница цыганских романсов Анастасия Вяльцева, не менее знаменитая своим модным богатейшим гардеробом и личным железнодорожным вагоном, в котором она ездила на гастроли? Да и с новинками цивилизации Херсон знакомился ненамного позже других городов. По всей видимости, самыми первыми в бесконечной веренице новинок в Херсоне стоит считать велосипед, швейную машинку, телеграф и телефон, появившиеся здесь уже в конце XIX века.

В 1894 году городское управление Херсона возбудило ходатайство об устройстве телефонной линии. Бюрократическая машина правительства только более чем через год милостиво дала положительный ответ. И уже в следующем 1896 году со времени постройки и оборудования центральной станции начала функционировать херсонская телефонная сеть. Еще через год - в 1897-м - протяженность телефонных линий Херсона составила целых 33 версты.

К концу 1899 года городе насчитывалось около 150 абонентов, а к началу 1901-го уже 162. Стоит отметить, что, конечно же, первые абоненты городской телефонной станции были людьми небедными, так как абонентную плату устанавливали приличную - от 75 рублей в год. Согласно ценам 1900 года, молодой картофель стоил 40-45 копеек за пуд (16,3 килограмма). Затем почти одновременно наши сограждане познакомились с эдисоновским фонографом, воздушным шаром и парашютом. Но если музыкальная машина вследствие своей высокой цены (от 7 рублей) была доступна лишь «достаточным» жителям города, то первые полеты на воздушном шаре собрали население всего Херсона. Полеты эти проходили в конце октября 1899 года, то есть ровно 115 лет тому назад.

Демонстрировал незнакомый херсонцам летательный аппарат всемирно известный воздухоплаватель Юзеф Древницкий, совершивший два подъема в корзине шара с центральной аллеи Александровского парка (парк имени Ленина, ныне переименованный в Городской). Затем последовали парашютные прыжки с головокружительной высоты, которые поразили воображение обывателей, не привыкших еще к таким зрелищам. Два дня полетов и прыжки с парашютом собрали вокруг демонстратора огромные толпы народа. На исполинский, диаметром в 21 метр шар, наполненный горячим воздухом от сгоревшей соломы, смотрели с откровенной опаской. Во время подъема махины в воздух испуганная крестившаяся толпа отхлынула на безопасное расстояние, сбивая с ног менее расторопных. Многим дамам из высшего общества сделалось дурно.

Потом, уже по прошествии нескольких лет, в Херсоне встречали первый автомобиль. Летом 1901 года произошло незабываемое событие, которое никак не могло остаться незамеченным. Некий далеко не бедный николаевец приобрел автомобильную новинку за три тысячи рублей (деньги по тем временам очень даже приличные). И с целью «ознакомления на практике со свойствами автомобиля» вместе с друзьями отправился в Херсон. Пыльная и ухабистая грунтовая дорога была настоящим испытанием для техники и пассажиров. На первых автомобилях не было предусмотрено устройство глушителя, и поэтому треск и чихание мотора разносились на приличное расстояние. Таким образом жители окрестных сёл загодя оповещались о приближении некого странного, доселе невиданного ревевшего и дымевшего монстра.

Потом, подобно огнедышащему мифическому дракону, распугивая всё живое, по улице проносилось и само чудо техники, оставляя после себя смрад выхлопных газов. Расстояние от Николаева до Херсона автомобиль преодолел почти без остановок за три часа, демонстрируя скептикам преимущество нового вида транспорта. Так начиналась в Херсоне автомобильная эра. Каждый приезд невиданного транспортного средства был для горожан настоящей сенсацией. Вездесущие мальчишки с радостными криками бежали вслед чадившему и фыркавшему «танабилю». Даже почтенные городские мужи, не говоря уж о степенных, но крайне любопытных дамах, высыпали на улицы, заслышав звук мотора и дребезжание металлических частей на камнях плохо замощенных херсонских улиц. Поначалу каждая встреча с автомобилем была сродни празднику, потом к ним стали привыкать. В городе появились свои авто. Первыми обладателями новейшего транспортного средства стали люди далеко не бедные и хорошо известные херсонцам; Волохин, Линке, Скарлато, Фальц-Фейн, Соколов и другие.

Вот теперь, я думаю, - самое время рассказать о херсонских дорогах, одной из двух главных бед века ушедшего и нашей современности. С 1865 года уездная земская управа поднимала вопрос об «улучшении единственного пути, связывающего Херсон и Николаев». Но решение проблемы оставалось только на бумаге: «Конная почта, вышедшая из Одессы во вторник вечером, прибыла в Николаев только в четверг ночью. С еще большим опозданием приходит почта в Херсон», - сетовала городская газета «ЮГь» слякотной зимой 1900 года. «Елочные украшения, выписанные из Одессы к рождественским праздникам, прибыли в Херсон через месяц после Рождества. Масличные продукты застряли в Копанях из-за непролазной грязи и вот уже девять дней не могут двигаться по направлению к Херсону. В настоящее время за перевоз клади из Николаева в Херсон берут не менее 50 коп. с пуда, за карету на 4 человека 15-25 руб. При этом кладь идет неделями, а карета - сутками. Нередко, впрочем, седокам приходится часть дороги промаршировать по глубокой грязи пешком».

Не лучше обстояли дела с перевозкой почты и морозной, снежной зимой. Часто заблудившихся в метель ямщиков находили лишь весной на бескрайних равнинах херсонской степи. Сильные январские морозы 1907-го унесли жизни 8 почтовых ямщиков. Порой из-за несовершенства доставки почтовой корреспонденции происходили курьезы, достойные Книги рекордов Гиннесса. Так, письмо, отправленное через Березнеговатское почтовое отделение 23 декабря 1900 года, было вручено адресату в Херсоне 26 сентября 1901 года. Иными словами - расстояние от пункта отправления до пункта назначения в 78 верст письмо преодолело за 9 месяцев и 2 дня. То есть на преодоление каждой версты потребовалось три дня и 11 с лишним часов!

Несмотря на то, что большинство городских улиц были немощеными и даже опасными для автомобильной езды, «6 ноября 1909 года было подписано соглашение между городским управлением и херсонским провизором Фортусом-Фаерманом о перевозке пассажиров в городе Херсоне». Для начала планировали осуществлять перевозку по двум маршрутам. Первый начинался от пристани R. О. П. и Т. (ныне набережная на проспекте Ушакова) до Кошевого съезда (Кошевой спуск), затем по Воронцовской (улица Коммунаров), Ганнибаловской (улица 9 Января) до Потемкинской (улица Карла Маркса), откуда через Рыбную площадь (Центральный рынок) по Почтовой (проспект Ушакова} до вокзала и обратно по той же линии. Второй маршрут начинался от бань Вайнштейна, проходил по Католической (улица Парижской коммуны). Далее по Суворовской, Почтовой мимо Госбанка (улица Перекопская) до Водопроводной будки на Военном и обратно.

Подписанным договором было закреплено время работы городского пассажирского транспорта с 7 часов утра до 8 часов вечера. Скорость на маршрутах устанавливали не более 12 верст. Была оговорена и утверждена губернатором проездная такса. Проезд в первом классе автомобиля-омнибу составил 15 копеек, во втором - 10, дети и учащиеся платили 5 копеек.

Александр Захаров

Джерело інформації: «Гривна».- №47 (1037).- 20-27.11.2014.- стр.15

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.