on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

13.10.2021, 11:17

Як Херсон відзначатиме День захисників і захисниць України

    У міcькрaді зaтвердили плaн зaходів до Дня зaхиcників ...
13.10.2021, 11:14

У Новій Каховці відбувся «День музики», присвячений 45-річчю музичного відділення дитячої школи мистецтв

    Учні та викладачі музичного відділення КЗ «Новокаховська ...
12.10.2021, 10:14

Херсонський театр отримав відзнаку Міжнародного театрального фестивалю у Туреччині

  З 7 по 10 жовтня Херсонський обласний академічний музично-драматичний ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Двадцять років без «Товариша»

 

Двадцать лет без «Товарища»

Как быстро летит неумолимое время! Казалось бы, только вчера в местной прессе на все лады муссировалась тема, касавшаяся серьёзных проблем, связанных с учебным судном Херсонской мореходки - парусным барком «Товарищ», отправлявшимся для ремонта в Англию.

А уже прошло с той поры целых 26 лет!

Больше двух десятилетий назад, весной 1995-го, гордость страны, символ и одна из главных достопримечательностей Херсона, в последний раз молчаливо отсалютовав херсонцам поднятыми на мачтах парусами, отошёл от стенки набережной в районе элеватора и своим ходом отправился для ремонтных работ в док Великобритании. Горожане и гости Херсона, всегда с глубоким уважением относившиеся к своему «Товарищу» и неизменно при огромном стечении народа встречавшие и провожавшие его, даже представить себе не могли, что видят парусник последний раз...

В 1951 году началась биография барка «Товарищ» в качестве учебного судна Херсонской мореходки. До этого 17 лет со дня своего рождения в 1933 году на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге и до момента затопления его в проливе Штральзунд за пять дней до подписания капитуляции в Берлине в 1945 году учебный парусник принадлежал военно-морским силам Германии. В прежней немецкой жизни наш «Товарищ» именовался «ГорхФок», названный так в честь известного немецкого писателя-мариниста Ганса Кинау, творившего под этим псевдонимом.

История появления на свет парусника необычна. Во-первых, построен он был в память о 70 курсантах и моряках учебного барка Niobe, погибших вместе с судном во время внезапного шквала в Балтийском море в 1932 году.

Во-вторых, средства на строительство нового парусника были собраны «всем миром», по всей Германии, причём в период жесточайшего экономического кризиса и за очень короткий срок.

В-третьих, барк был построен специалистами верфи «Блом унд Фосс» в рекордно короткие сроки - всего лишь за 100 дней.

И наконец, затопленный в 1945 году тогда ещё «Горх Фок» 5 лет провёл на дне Балтийского моря.

Только в 1950-м судно было поднято на поверхность, отремонтировано и вошло в реестр судов СССР под новым именем «Товарищ».

В том же году «Товарищ» совершил длительный переход из Балтики в Чёрное море. Совсем ненадолго парусник стал учебной базой Одесского высшего мореходного училища. Ненадолго, потому что благодаря настоятельным ходатайствам тогдашнего секретаря Херсонского обкома партии Григория Гришко местом окончательной прописки «Товарища» стала Херсонская мореходка - старейшее морское учебное заведение страны. Случилось это в далёком 1951 году.

Поначалу учебный парусник обживал лишь воды СССР, так как за пределы страны его не выпускали из-за боязни провокаций. Кто знает, что могло бы случиться, а на судне курсанты - по сути, вчерашние дети. Лишь в 1957-м «Товарищ» совершил свой первый заграничный рейс, отправившись с четырьмя десятками членов кадровой команды и 125-ю курсантами в длительный переход к берегам Африки. Впоследствии советский парусник стал постоянным гостем, участником, а нередко и победителем различных международных парусных регат.

По сути, это был один из способов зарабатывания средств, необходимых для содержания престижного судна. Их всегда требовалось немало, ведь только самый обычный учебный рейс «Товарища» ежемесячно обходился стране не менее чем в $ 100 тысяч. В эту сумму входили плата за питьевую воду, топливо, питание экипажа и курсантов, заход и выход из порта, лоцманские сборы, зарплата штатному экипажу (которая, впрочем, всегда оставалась достаточно скромной) и прочие непредвиденные мелочи. Ремонт оборудования и самого судна, считая его покраску и частичную замену вышедшего из строя такелажа, входил в иную, не менее внушительную графу расходов.

И если в других странах учебные парусные суда принадлежали финансово независимым военно-морским силам, то советское учебное судно согласовывало свою работу с планами Министерства иностранных дел по команде из Москвы. Средства на ремонтные работы и прочие расходы выделялись через Министерство финансов СССР. Ну а как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому барк «Товарищ» наряду с учебными программами параллельно использовали в дипломатических, а порой и совсем не дипломатических целях. Скажем, не вызывающая подозрение встреча с резидентом во время традиционно устраиваемого в чужом порту на борту судна раута.

Меж тем барк постепенно дряхлел, незаметно для постороннего глаза превращаясь в старичка. Встречающим на набережной Херсона местным обывателям было невдомёк, что творится внутри, под обшивкой корпуса белоснежного красавца. «Здоровье» парусника поддерживали лёгкими косметическими ремонтами в соседней Одессе на заводе имени 50-летия Советской Украины. И уж когда было совсем «невмоготу» - редкими капитальными ремонтами за границей, в Швеции и Югославии.

Впрочем, нерешённых проблем на судне хватало и после ремонта. Из таких, пожалуй, самых серьёзных были старение металла и коррозия корпуса. Судно старой постройки, корпус клёпаный, а специалистов-клепальїщіков уже нет, профессия отжила своё. Искали практически по всему миру - не нашли. Пытались заменить сваркой - новая проблема: при применении сварки начинают «слезиться» соседние клёпки. Тем не менее, чтобы не уронить престиж государства, парусник продолжал участвовать в международных регатах и длительных рейсах, испытывая серьёзные нагрузки на корпус. В одном из длительных трансатлантических рейсов при подходе к Рио-де-Жанейро «Товарищ» попал в жестокий продолжительный шторм - памперо. Сила ветра была настолько велика, что судно со спущенными парусами несло со скоростью 15 узлов (30 км/час) с критическим креном в 450. Слабая корабельная машина оказалась бесподобной в этой чрезмерно опасной ситуации. И всё же изрядно потрепанный, но с честью прошедший испытания старый «Товарищ» выдержал и вернулся домой победителем.

Капитан барка Олег Ванденко, лучше других знавший проблемы парусника изнутри, доложил руководству училища и первому секретарю Херсонского обкома партии Андрею Гиренко о серьёзном положении дел. Да куда уж опасней могла быть ситуация, если при сбиваний наростов ржавчины с бортов неаккуратный удар молотка пробивал металл насквозь! Практически парусник изжил свой ресурс и стал опасен для эксплуатации в качестве учебного судна.

Судьба государственного парусника не могла быть решена местными органами, требовалось «высочайшее» утверждение. Пока тянулась проволочка с решением вопроса, «старичка» перевели с его постоянного места у городской набережной, пришвартовали у стенки в районе городского элеватора - подальше от посторонних глаз. Долгое выяснение не способствовало улучшению состояния здоровья «Товарища». Мало того, судно дало течь, причину которой найти и устранить не удавалось никакими силами.

Видя приближавшуюся неминуемую гибель прославленного парусника, партийный руководитель области высказал мысль о том, чтобы ввести судно в имеющийся на городской набережной карман, где установить его на «вечный прикол» в качестве судна-музея. Сам же карман залить бетоном. Предложение было весьма интересным, однако финансовые расчёты показали несостоятельность проекта - уж слишком большую сумму нужно было затратить для выполнения работ. К тому же городу пришлось бы взять необычный музей на баланс - ежегодно выделять колоссальные средства на поддержку его должного состояния. Меж тем с каждым днём приходилось затрачивать максимум усилий, чтобы удержать пришвартованное судно на плаву. За сутки в трюм поступало до метра забортной воды. Это уже потом, во время осмотра в сухом доке за границей, обнаружили небольшое отверстие в днище - результат ежедневного замера уровня воды в трюме. Груз, опускаемый в одну и ту же точку для замера в течение 60 лет, пробил корпус судна насквозь...

Решение вопроса тормозила и изменившаяся ситуация в стране - начался раздел имущества меж независимыми государствами. Парусник, перешедший с распадом СССР под юрисдикцию Министерства образования Украины, оказался для него обузой. Легендарный «Товарищ» требовал вложения огромных средств на ремонт вместо того, чтобы приносить доход и поднимать престиж теперь уже другой страны. Правительство свободной Украины, занятое иными насущными делами, проблемы парусника стойко игнорировало. Ситуация с парусником достигла своего апогея...

Неизвестно, что было бы дальше, если бы в эту проблему не вмешалась британская общественная организация «Нация против криминала», объявившая о начале сбора средств для ремонта украинского парусника. Причём лишь благодаря этой организации был решён вопрос о ремонте судна в доке Ньюкасла. И так как тянуть время не имело смысла, к тому же заканчивался срок действия судовых документов, было принято решение идти в Англию. Руководствовавшиеся этим решением лица ещё надеялись на финансовую поддержку украинского правительства.

Весной 1995 года, практически находясь в критически аварийном состоянии, «Товарищ» покинул Херсон и своим ходом отправился в Англию... Только высокое профессиональное мастерство моряков позволило дойти до места назначения. Однако средств, собранных англичанами и примкнувшей к ним немецкой общественной организацией «Друзья флота», оказалось ничтожно мало. Для реанимации судна требовалось более $ 5 миллионов. В то же время правительство нашей страны эта проблема, похоже, совсем не волновала - средств для ремонта так и не нашли. Мало того, оказавшиеся за границей моряки экипажа «Товарища» стали заложниками ситуации, предоставленными самим себе, без средств к существованию и без помощи родного государства. Вопрос с ремонтом судна не был решён и спустя 4 года, хотя инициатива, проявляемая англичанами и немцами, предусматривала ряд весьма приемлемых для юридических владельцев проектов.

Наконец немецкая сторона предложила Украине на 3 года взять на себя дальнейшую заботу о «Товарище» с тем, чтобы он принял участие в международной выставке «Экспо-2000», запланированной в Германии. Украина безоговорочно подписала соглашение. В 1999 году уже неспособный идти своим ходом барк был отбуксирован в Вильгельмсхафен.

По окончании срока контракта «Товарищ», находившийся в бедственном положении, оставался практически бесхозным. А то, что 28 июля 2003 года в осушительном колодце машинного отделения появилась серьёзная, не поддававшаяся устранению своими силами течь и судно практически пошло ко дну, ускорило продажу его немецкой стороне. Первоначально украинская сторона планировала получить от сделки 1 миллион евро, но скоро цену снизили до 500 тысяч.

К этому времени немецкое общество «Друзья флота», объявившее сбор добровольных средств, уже собрало необходимую для выкупа судна сумму и выкупило «Товарищ» у украинского Министерства образования.

29 ноября 2003 года, ровно через 70 лет после своего рождения на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге, многострадальный барк вновь обрёл своё имя - «Горх Фок». С 2005 года «Горх Фок» установлен в качестве плавучего музея в гавани Штральзунда, в месте первоначальной его прописки. Штральзунд - приморский город на севере Германии. Здесь теперь обитает наш бывший «Товарищ», а теперь - плавучий музей «Горх Фок».

Александр Захаров

Джерело інформації: «Гривна».- №27 (1383).- 07.07.2021.- стр.11

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.