on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...

 

Валерий Анисенко: вот они, новые формы

Одно из самых ярких впечатлений на последнем фестивале «Мельпомена Таврии» произвела чеховская «Чайка», сыгранная актерами Республиканского театра белорусской драматургии на природе - на базе зеленого туризма «Чумацька криниця».
Вместо декораций - природа: лес, солнце, небо, ветер... Плюс плетеная мебель… Плюс качели и «свежепоставленная» сцена, на которой и разворачивается часть событий… И вот она, такая неповторимая и завораживающая, чеховская атмосфера!

Результат - театр побил свой собственный рекорд, привезя домой целых пять дипломов с нашего фестиваля (да и раньше без наград белорусы домой не возвращались, причем среди них не одно Гран-при). Казалось бы, к наградам белорусские актеры привычны: и театр в мире известен, и многочисленных престижных наград международных фестивалей театрального искусства у них хватает. А все равно радости не было предела!..

И как здесь было не поговорить о спектакле с его создателем и «хозяином» (ведь именно на его даче и состоялась премьера «Чайки» - ровно 2 года назад, в день его 65-летия) - руководителем театра, режиссером и актером (он же исполнитель роли брата Аркадиной - Петра Николаевича Сорина) Валерием Анисенко.

Досье
Ныне заслуженный деятель искусств и лауреат Государственной премии Республики Беларусь Валерий Анисенко начинал свою карьеру актером в 1965 году. С 1979-го работал режиссером в белорусских театрах и на радио. С 1997 года - профессор Белорусского университета культуры. С 2000 года - директор и художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии. За 4 года он фактически создал новый театр с оригинальным и узнаваемым творческим почерком - ищущий, яркий, интересный - такой, каким мы его знаем сегодня.
Как режиссер-постановщик Валерий Анисенко поставил около 20 спектаклей в Беларуси и других странах, также он известен как постановщик художественных и документальных телефильмов. Любители же сериалов могут узнать в нашем визави и такого персонажа, как олигарх Игорь Меркулов из сериала «Месть».

- Валерий Данилович, Ваш «дачный» спектакль уже вошел в репертуар театра?
- У нас сделано два варианта - на пленэре и в театре. Когда мы впервые сыграли «Чайку» у меня на даче, то взорвали Минск, потому что такого там еще не было. Но играем мы спектакль и в стационаре, в декорациях - в нормальном классическом решении.

- На пленэре работаете исключительно «для души» или зрители тоже приходят?
- Приходят, 150 человек.

- И все - на даче?
- Да. Более того, после спектакля я накрываю стол, и они еще имеют закуску.

- «Херсонский» вариант отличается от Вашего «дачного»?
- Здесь мы играли днем, а у себя спектакль начинаем вечером и закачиваем часам к 11. Там фонари театральные проведены, есть свет - и на фоне ночного звездного неба получается фантастическое зрелище.

- А как вообще пришла идея поставить спектакль на природе?
- Да все идеи давно в воздухе витают. Как-то журналист нашей центральной газеты попросил у меня взять интервью, и я согласился - ради трех фраз, которые принципиальны для жизни театра. Вышла большая статья «Крестьянин в бабочке». Я утверждаю, что я крестьянских кровей, я деревенский парень - 50 лет уже в городе. Но основополагающие моменты жизневосприятия, отношения между людьми, они заложены во мне тем временем, тем поколением. Сегодня очень много суеты и якобы открытий. Но все это уже было, было, было…

- И как Вы относитесь к разного рода театральным новшествам?
- Ими сегодня увлекаются многие, особенно тем, что с Запада идет - формы и прочее, прочее. Я же говорю: читайте Мейерхольда, Таирова, Вахтангова. Все уже было. Просто каждое время открывает что-то для себя. Но все равно в основе профессии остается человек, умение уйти вглубь, придумать, сродниться с персонажем - это то, что когда-то великая школа Станиславского проповедовала. Сейчас от нее благополучно и быстренько отказываются - и напрасно, потому что основа именно в этом.

Много есть разных форм, но я своим актерам говорю: если вы освоите психологический театр, его глубины, вы сыграете все, что угодно, любые «измы». Любые. Мои актеры это демонстрируют. Вот меня спрашивают: «Сколько времени вы репетировали?» Два часа. Мы приехали сюда за два дня до показа «Чайки», но репетировали только два часа. Мои актеры уже приучены к этому. Я прихожу, говорю: «Ребята, осваивайте пространство», - и они начинают - это, это, оттуда выскочили, оттуда. Они уже знают, как это делается.

- Кроме как у себя на даче и у нас на базе «Чумацька криниця», где-то еще играли «Чайку» на природе?
- Да, в Бресте на фестивале «Белая вежа». Играли вообще в парке. А там внизу лес, река, а там - мостики, а там - лодки. Я тут же Нину Заречную посадил в лодку, и она плывет на свидание к Косте в лодке. Еще микрофончик, все слышно… Вечер, темнеет, и таинство погружения в эту атмосферу происходит на глазах, и все, извините за слово, балдеют… В этом есть и занимательность. Но я принципиально рад, что сегодня диплом за лучшую мужскую роль фестиваля получил наш Денис Паршин, который играет Треплева. Ведь это немножко другой театр - на природе.

Здесь все мешает, казалось бы, и все помогает. У меня на даче то собака залает, то поезд пройдет. Здесь вдруг песок поднимается, залепливает всех. Или в монологе Нины пошел вдруг какой-то воздух, ветер… Это все, как я говорю, входит в состав блюда. И это замечательно. Ваш Александр Андреевич Книга - гениальный совершенно организатор, потому что то, что он придумал вот там, на пленэре, это имеет и будет иметь продолжение. Обязательно. Более того, театры, узнав об этом, будут сами ставить что-то подобное. Как нигде вчера прозвучала фраза Треплева: «Нужны новые формы». Вот они, новые формы!

- А новые формы западного образца, брехтовскую манеру Вы приемлете?
- Все, что угодно! На Олимпе много пустот. Он ждет нас. Кто-то берется - тот и берется. Решать жизни, зрителям и прочая, и прочая… Должны быть высокие цели, безусловно. Я вот, несмотря на мои «175 лет», по-прежнему остаюсь романтиком. Сегодня у меня был крупный разговор с актрисой, с нашей замечательной актрисой. Говорили о строительстве, о ситуации внутри нашего коллектива, и она сказала мне: «Вы - романтик!» Может быть, в этом мой недостаток, но я не могу изменить себя.

Я прожил жизнь, я очень дорого заплатил за сегодняшний успех в жизни профессиональной. Очень-очень дорого, у меня очень богатая биография. Я создал один театр 30 лет назад, Театр киноактера - и меня уволили по статье, нашли какую-то глупую статью. А на 30-летие меня позвали в театр, я приглашен был, и, конечно, я счастлив, что дитё выросло, дитё существует. Потом я очень много занимался радиотеатром, на моем голосе выросло несколько поколений, меня и узнают иногда просто по голосу. Помню, отдыхаю в Риге в санатории, говорю: «Продайте мне соли, пожалуйста», - мужчина поднимает глаза: «Так это вы!?» - «Я».

Но не обо мне лично сейчас речь. Я к тому, что то, что мы делаем, чем мы занимаемся, то, что на площади сейчас стоят тысячи людей - это не проходит бесследно. Там, в толпе, где-то мальчик на плечах у папы видит это чудо, и оно потом откликнется ему дальше в жизни, и это определит его жизнь. Ноосфера - как когда-то назвал это все великий Вавилов. И надо идти по жизни с радостью во всем (я же говорил, что я романтик). Идти вопреки. Наверное, в этом и есть смысл жизни.

- Как чувствуете себя в Украине? Есть ли какие-то отличия в жизни театров в Беларуси и Украине?
- Да нет, в принципе. Это же одно пространство. Просто вы большие, вас 50 миллионов, а нас 10. Но не поставишь границ вашему Ступке или Роговцевой. Не поставишь. Мы учимся, мы знаем, мы чувствуем какие-то маленькие особенности, но самое главное - мы ведь много ездим. За последние 10 лет, которые я руковожу театром, мы проехали примерно 50 фестивалей. Это много. Мы самые выезжаемые. Меня не очень любят директора минских театров, потому что им актеры всегда говорят: «А вот Анисенко же возит!..». А эти сидят.

Как я езжу - это уже мои тайны. Но мы ездим, общаемся, видим, мы живые, мы открытые, и это очень воспитывает мою труппу. И это замечательно, что у вас расширяется география, что это не только украинский фестиваль - это важно, очень важно, чтобы местечковость уходила. Мы же в Херсоне заработали авторитет. Мне даже пришлось отказаться от двух других фестивалей, потому что я понимаю, что здесь на нас уже рассчитывают.

- Валерий Данилович, признайтесь, а не планируете ли Вы поставить еще какой-нибудь спектакль вне театральной сцены?
- Я сейчас репетирую «Дядю Ваню» и с удовольствием сыграю его там, на пленэре, на даче. Премьера - 5 июня.

Лариса Жарких
«Херсон маркет плюс».- №24 (282).- 16-22.06.2011.- стр.15

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.