Вирус агрессивности
20.09.2007
Долгое время нас приучали к тому, что мир – материален. Теперь же все больше и больше специалистов разного уровня и направления склоняются к тому, что формирует мир наше сознание (“Вначале было слово…”). А 80% стереотипов в нашем сознании создаются как средствами массовой информации, так и кино.
Первым литературным “ужастиком” считается роман Хораса Волпола – “Замок Отранто” (1764 г.) Классикой жанра стала повесть Мэри Шелли “Франкенштейн” (1818 г.). А первым фильмом ужасов считается “Голем”, снятый режиссером Паулем Вегенером в 1915 году. С тех пор индустрия ужасов изготовила много произведений такого рода.
В Украине первые (озвучиваемые тогда гнусавым голосом) “ужастики” и мультики с постоянными драками появились лет пятнадцать назад. И пошло-поехало… Робкие попытки ограничить потоки крови и грязи с экранов предпринимались не раз, и не только у нас. Один из способов – показывать опасное кино поздно вечером или ночью. Другой – заранее предупредить о потенциальной опасности фильма.
В США фильмы классифицируют с 1996 г по шести уровням: для детей от двух лет, от семи лет, для просмотра с разрешения или под наблюдением родителей, для всех, для детей от 14 лет и для взрослой аудитории. В некоторых случаях дополнительно буквами обозначают наличие сцен насилия, ненормативной лексики, сексуальных ситуаций и непристойных диалогов. Сейчас обсуждается вопрос о введении дополнительной маркировки, означающей, что в фильме есть кадры с курением.
В Прибалтике фильмы делят на пять групп: для всех; для детей от 7 лет; детям до 16 лет только вместе с родителями; от 16 лет; и только для взрослых. И самое главное – маркировка фильма должна указываться на афишах, в рекламе и информационном материале любого характера, предназначенном для анонса фильмов.
У нас в Украине с 15 сентября 2003 года в нижнем правом углу экрана при демонстрации кинофильмов тоже высвечиваются разноцветные геометрические фигуры. Зеленый кружок – для семейного просмотра, нет сцен жестокости, насилия и секса. Желтый треугольник – могут быть сцены с ограниченным уровнем насилия и жестокости (несчастные случаи и катастрофы, допускается демонстрация оголенного тела и грубые выражения). Красный квадрат – только для взрослых. Но кто, как и каким образом контролирует то, что бросается в глаза и воздействует не менее, чем просмотр фильма – его афишу? По воздействию она, как тот самый “пресловутый” 25-й кадр. Не хочу показаться ханжой, но мне действительно страшно видеть “страшилки”. Но еще страшнее – думать о будущем моих детей, о том мире, в котором им придется жить и выживать. Пять лет назад на III Международном конгрессе по биоэтике украинским врачом впервые была озвучена проблема крови и ужасов на экранах: “В мире идет война – информационная война, когда людей убивают не столько физически, сколько морально, нравственно, интеллектуально… превращают в анахронизм любые человеческие духовные и душевные ценности… Дети, часто просматривающие именно такие фильмы, лишаются части своих важнейших интересов и функций, их эмоциональная жизнь обедняется, что приводит к ранней и односторонней интеллектуализации психики”.
По результатам исследований, проведенных в США, фильмы, содержащие кадры насилия, – причина 15-20% актов насилия, совершающихся в реальной жизни. Подросток становится невосприимчивым не только к киношным, но и к реальным актам насилия. Агрессивное поведение ребенка превращается в норму. А еще у него подспудно развивается боязнь самому стать жертвой насилия.
Виктория Глебова
Вгору.-20.-09.-2007