on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

19.04.2024, 15:15

Проєкт «Вишивана Херсонщина»

До Дня Вишиванки започаткований проєкт «Вишивана Херсонщина». Для ...
19.04.2024, 11:56

На Херсонщині понад 10 000 пам'яток історії та культури. У якому стані більшість з них зараз — невідомо — ОВА

  У якому стані наразі перебувають більшість пам'яток історії ...
19.04.2024, 11:45

"Не занурити в глибину навколишнього жаху, а подарувати посмішку", - херсонська художниця Яна Голуб'ятникова

  Наразі в роботах херсонської художниці Яни Голуб'ятникової не ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Історія культури і краєзнавство > Таврія XX століття > Повертаючись до товаришів з «Товариша»

Возвращаясь к товарищам с «Товарища»

В № 6 «Гривна» рассказала о фотографии, случайно приобретенной на местной барахолке
На обратной стороне группового снимка имелась надпись: «Участнику рейса барка “Товарищ” вокруг Европы, посвященного 60-летию Великого Октября. Капитан УПС “Товарищ” О. П. Ванденко. 29 октября 1977 года». Заинтересовавшись судьбой лиц, запечатленных на фото, «Гривна» обратилась за помощью к своим читателям. К сожалению, попытки установить имена моряков рейса, посвященного октябрьскому юбилею, до поры оставались безуспешными. Как-никак прошло уже почти 34 года.

Тем не менее не без участия читателей были установлены несколько фамилий. Наконец совершенно случайно нам повезло. Оказалось, что проректор Херсонского государственного Морского института Валентин Синько в свое время был правой рукой капитана барка «Товарищ». А кто как не капитан или его помощник лучше всех знает о судне и его экипаже? А посему «Гривна» обратилась за помощью к Валентину Андреевичу.

«В 1976 году я стал первым помощником капитана барка “Товарищ”, а вскоре уже участвовал в подготовке судна к длительному переходу вокруг Европы, – рассказывает Валентин Синько. – Нас официально пригласили в Бельгию для участия в торжествах, посвященных 150-летнему юбилею канала Гент-Тернёзен, которые должны были состояться в 1977 году. После небольшого ремонта судна в Одессе 27 июля 1977 года мы вышли в море. Это был мой первый рейс, который запомнился серьезным, 9-балльным штормом в Бискайском заливе.

Слабая, всего лишь в 550 лошадиных сил судовая машина не могла противостоять шторму.
Вскоре барк потерял управление, и нам пришлось направить в пароходство аварийную радиограмму. В помощь барку дали несколько сухогрузов, находившихся в этом районе. С огромным трудом наши проблемы были решены, и в результате на несколько дней раньше намеченного срока мы оказались на рейде Тернёзена.

Кроме “Товарища” в юбилейных торжествах принимали участие еще 5 парусников из числа 50, имеющихся в мире. О масштабах праздника можно судить по тому, что за 6 дней нашего пребывания в Генте судно посетили более 12 тысяч гостей и экскурсантов. В свою очередь наши курсанты совершили несколько ознакомительных экскурсий по городам Бельгии, возложили цветы к памятнику советским воинам в Брюсселе.

Мы уже были готовы отправиться в обратный путь, однако пришел приказ следовать в Осло – вот так, без объяснения целей и причин. Выполняя приказ, мы терялись в догадках, но, как впоследствии выяснилось, это был своеобразный тактический ход Министерства иностранных дел СССР. Дело в том, что советский посол в Осло, минуя приемы и официальные протоколы, должен был встретиться с министром иностранных дел Норвегии. Причем на территории, где наверняка нет “лишних ушей”. Такой подходящей территорией оказался “Товарищ”. В Осло для швартовки нам отвели самое живописное место на набережной.

Сразу же в нарушение установленного порядка на судно явился советский посол Юрий Кириченко. Пока капитан Ванденко отдавал распоряжения по команде, мне как первому помощнику пришлось занимать высокого гостя разговорами. Стал рассказывать о Херсоне, нашей рыбе, знаменитых “кавунах”… А он мне: “Можешь не стараться, знаю. Я сам из Чернобаевки”. Ну не удивительно ли встретить земляка – и где! А потом на “Товарище” был устроен приём для аккредитованных в Осло послов, так что мы свою часть миссии выполнили с честью. После взяли курс на Лиссабон…
Завершился наш рейс 29 октября 1977 года. А так как закончился он в преддверии празднования Великого Октября, то и появилось официальное посвящение рейса его 60-летнему юбилею».

Александр Захаров
«Гривна».- № 13 (846).- 24.03.2011.- стр. 10 ТV
 

2. 02.03.2014 20:17
Жилин Николай

Я был участником этого интересного похода. В то время я учился в ОВИМУ (Одесском высшем инженерном морском училище), рота 15А. Был во время похода радистом. К сожалению, а может и к счастью, я не окончил училище по состоянию здоровья, поэтому 3 месяца на Товарище остались у меня в памяти на всю жизнь. Фотография, про которую идёт речь, есть и у меня. Но такие фотографии делали для каждой вахты отдельно. То есть на моей только наша вахта. Попробую найти этот номер Гривны.

1. 04.04.2011 09:43
лингвист любитель

....эх...такую красоту немцам отдали....деды трофей взяли ...а внучки дешевые слили...позор..

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.