«Жил-был художник один…»
В эпоху перемен и кризисов всем жить непросто. Особенно представителям творческих профессий. Ведь, как правило, в это смутное время народу не до высоких материй. Люди думают о бренном: о хлебе насущном, о том, как свести концы с концами… Мысли о прекрасном отодвигаются на второй план. Как же художнику не «сломаться» в таких обстоятельствах, выстоять, не загубить своё призвание? Об этом разговор с известным херсонским живописцем Павлом Тишиным
В «одиночном плаванье» В советское время работы у Павла Тишина было невпроворот. Он оформлял пансионат «Корабел» Херсонского судостроительного завода, работал в художественных мастерских Союза художников СССР, проектировал интерьеры общественных зданий – Домов культуры, учебных заведений. На его счету – проект благоустройства центральной части Скадовска, Домов культуры в сёлах Николаевка и Антоновка Скадовского района, в посёлке Зеленовка под Херсоном. Вместе с архитектором Николаем Шевчуком создал памятник Серго Орджоникидзе возле нефтезавода, там же благоустраивал сквер, оформлял пансионат «Нефтяник»… 1992 год стал в его судьбе переломным. Именно в это время отсутствие работы и заказов вынудило его к уходу из художественных мастерских Союза художников. Одновременно он покинул и ряды этого самого союза и решил больше ни в какие творческие объединения не вступать. Ушел, как говорится, в одиночное плаванье.
- Павел Николаевич, но вы же сильно рисковали? Или была стопроцентная уверенность в своих силах?
- Размышлял так: я не с неба свалился, меня и мои работы знают. А работоспособности мне не занимать. И вообще – волка ноги кормят.
Когда сапожник без сапог Сегодня много картин мастера находятся в частных коллекциях Германии и Сербии. Две – «Казачий дозор» и «Золото Таврии» – еще в 90-х годах прошлого века приобрело министерство культуры Канады. Но всё же большинство работ осели у херсонцев. Пейзаж Тишина украшает кабинет мэра Херсона. В Морском институте – портрет Ушакова его кисти, в мореходном училище рыбной промышленности – портрет Нахимова, в кабинете директора завода имени Коминтерна – картина, на которой Потёмкин, Ушаков и Суворов определяют местоположение будущей херсонской верфи. Иногда картины у него специально заказывают, иногда – покупают готовые, иногда он их дарит.
- Свои работы никогда не копил. Всегда работал на заказ, а то, что писал для души, раздаривал. Когда-то у меня гостиная была увешана моими работами, – вспоминает художник. – И часто случалось так: приглашают в гости, а в конце разговора обязательно добавят: «С нетерпением ждём. Уже гвоздь в стену вбили». Намек был вполне понятен. Сняв со стены картину, я отправлялся в гости. А потом как-то обнаружил, что гостиная уже без картин. Как говорится, сапожник без сапог. И тогда я решил: надо что-то менять, в доме художника картины должны быть. С тех пор свои работы дарю своим близким – жене, сыну, дочери – и специально подписываю, чтобы не было искушения вынести их из дома.
Но это вовсе не значит, что картины Тишина перестали радовать истинных любителей живописи. Творчество его востребовано. И всё же, прежде, чем ответить на вопрос «как живётся художнику в наше время?», Павел Николаевич надолго задумывается.
Художника обидеть может всякий - Трудно живется, – наконец отвечает он. – Ведь после того, как развалился СССР, наш брат на родине стал невостребованным. Многие уехали за границу. Да и там большинству пришлось несладко. Жить и работать там, не зная языка, сложно.
А судьбы тех, кто остался дома, складывались очень тяжело.
- Выживали сильнейшие. Это раньше художники считались глашатаями партии, работы и заказов у них было очень много. А после перестройки начались большие проблемы. И приспособиться к новым условиям смогли далеко не все, – объясняет Павел Тишин. – Одни спились, другие кардинально сменили профессию и занялись совсем другими делами. О своей прежней работе они забыли или попытались забыть. Понимаете, ведь в нашем деле мало быть профессионалом. Необходимо еще уметь договариваться, получать заказы. Очень много зависит от личной дипломатии. Поэтому и судьбы у художников складываются по-разному.
Вот Коля Гепард. Ни в каких титулах и представлениях он не нуждается – дар у него от Бога. В нашем городе у него практически нет конкурентов. Мастер – изумительный. И как обидно за труд художника, который он посвятил городу, всем нам. Помните «Сказочный городок» в парке имени Ленинского комсомола? Ведь труд был проделан колоссальный! Но город и городские власти не уберегли это чудо. А с вязом на улице Суворова как вышло? Скульптор выполнил половину работы, но с ним не сочли нужным расплатиться. Дерево лаком не покрыли, не законсервировали. Стоит оно, разрушается, уникальная работа может быть безвозвратно утеряна. А один из великолепнейших наших пейзажистов Герман Рыжков... В 1990-е он стал инвалидом, очень нуждался. Как живет сейчас – не знаю. Знаю другое: талантливейший художник продавал в Украине свои работы за копейки, а в Германии он давно бы стал миллионером. Работы такого уровня в Европе ценят очень высоко. Можете мне поверить, кроме Португалии, я побывал во всех европейских странах.
Ну а сам Тишин, ему везёт?
Это как сказать. Ведь для того, чтобы выстоять в самые сложные времена, Павлу Николаевичу пришлось изменить многое в своей жизни.
- Никогда не ждал, что кто-то придет и сделает заказ. Всегда сам искал работу, а она находила меня, – делится художник. – В памяти у меня засела фраза Куинджи. Дословно её не помню, но смысл такой: художник кормится своим талантом. Необходимость иметь средства толкает его к новым работам. Однако нуждаются все, но не все талантливы. Поэтому я никогда не делал себе никаких поблажек, никогда не расслаблялся. Просили нарисовать портрет – рисовал, просили расписать гостиную – пожалуйста, брался за любую работу. Мой однокурсник по Одесскому художественному училищу имени Грекова иеромонах Зенон, талантливейший живописец, который возглавлял иконописную школу России, что в Сергиевом Посаде, предложил мне сложнейшую, но интереснейшую тему «Второе пришествие Христа». Честно говоря, вначале я её не воспринял, считал, что не потяну. Но потом всё же решился сделать несколько эскизов и послал Зенону. Оказалось, попал в точку. А вскоре от него последовало еще одно предложение – заняться реставрацией в одном из монастырей Сербии. Эта работа Павлу Тишину особенно запомнилась. Она была для него совершенно новым делом, а поэтому – очень увлекательной.
Повороты судьбы
В 2005 году директор завода имени Коминтерна Владимир Бондарь заказал Павлу портрет начальника «Укрречфлота». Готовая работа получила очень высокую оценку. А Павел Николаевич в разговоре возьми и скажи заказчику: «Вот пишу портреты моряков, а сам “никогда я не был на Босфоре…” “Не был? А хочешь? Поможем!”».
Тишин и не предполагал, что этот полушутливый разговор круто изменит его жизнь. Во время рейса на сухогрузе «Олесь Гончар» он побывал в Турции, Болгарии, Румынии, Италии, Испании, Великобритании, Швеции... На судне балластом не был, работал матросом. Правда, для этого пришлось экстерном окончить подготовительные курсы по морскому делу, сдать экзамен по английскому языку, через морскую фирму получить необходимые документы. Параллельно всему этому он продолжал писать картины.
- Павел Николаевич, что за странные повороты судьбы? Почему это вдруг решили породниться с морем?
- Понимаете, у меня сын решил стать моряком, а мне очень хотелось знать, что его ждет в море. Кроме того, мне всегда хотелось посмотреть мир. А еще я очень люблю воду. Помню, меня еще покойный Феликс Кидер всё спрашивал: «Почему у тебя на всех картинах вода?» Потом я узнал, что по гороскопу Водолей. Наверное, всё этим и объясняется, – улыбается художник.
С тех пор Тишин побывал уже в 27 странах, пересек два океана. Своего сына в первое кругосветное плавание он провожал уже опытным моряком. Но, конечно же, в первую очередь Павел Тишин остается художником. Но и с морем теперь расставаться не хочет. «Если позовут в рейс – не откажусь, – говорит он. – Правда, сейчас у меня и на суше дел хватает. Вот скоро собираюсь в Германию. В Саксонской Швейцарии буду реставрировать роспись в средневековом замке. Как видите, наша отечественная художественная школа ценится до сих пор.
Праздник заканчивается. начинается другой
Несмотря на частые отъезды художника из родного города, портфель заказов у него никогда не бывает пуст. Пока он в морях-океанах, его жена добросовестно записывает желающих заказать у Тишина картину.
- Приезжаю, обзваниваю. У кого-то потребность отпала, но процентов 60 ждут. А вообще клиентов надо искать. Кто-то в тебе нуждается, ищет исполнителя своих замыслов, но не знает, к кому обратиться.
Сейчас среди зажиточных людей своеобразная мода: на юбилеи и дни рождения друзей и родных дарить им их портреты. Чаще всего художник работает по фотографии. Ведь, как правило, заказчики – люди занятые и времени для позирования у них нет. Но работой Тишина довольны всегда, претензии еще ни разу не возникали. А вот смешные случаи бывали.
Как-то друзья одного бизнесмена принесли его фото, сделанное несколько лет назад, и попросили написать портрет друга. Выполненная работа всем понравилась. А через некоторое время художник встречает бизнесмена и тот: «Павел Николаевич, жена замучила. Говорит, почему у тебя на портрете один подбородок, а в жизни – три? Давай, худей!» А однажды Павел Тишин написал портрет женщины в богатом платье с песцовым воротником. Надо сказать, что наряд был плодом фантазии художника.
- И вот встречаемся мы с героиней, изображенной на полотне, а она мне: «Ну и “подставили” вы меня. Знакомые требуют показать платье»… Вообще заказы бывают очень разные. Например, одна семья заказала портреты представителей своего генеалогического древа, чьи фото сохранились. Приходилось заниматься и настенной живописью. В фойе-гостиной расписал стену на мифологическую тематику. Лица древнегреческих героев поразительно напоминают лица хозяев дома.
- Павел Николаевич, а давайте предположим, что у вас появилось свободное время. Что бы вы написали для собственного удовольствия?
- Пейзаж. Меня хлебом не корми – дай природу запечатлеть. Она ведь у нас на Херсонщине сказочно красивая. И весной, и летом, да и в любое другое время года. У природы нет плохой погоды… Художник должен во всем видеть красивое, даже в грязной луже после дождя…
- А свои картины дорого цените?
- У меня подход к клиенту индивидуальный. Иногда у человека 50 гривен в кармане, но он очень хочет сделать подарок близкому. Мы всегда можем с ним договориться. Исповедую теорию: пусть кому-то будет приятно. В любом случае мою работу увидят, оценят, спросят, кто автор, и у меня будут новые заказы.
- А любимые работы у вас есть?
- У художника, когда он работает над картиной, на душе состояние праздника. Вот эта новая картина в данный момент его любимое детище. Если результат удачный, ощущение праздника в душе остается на несколько дней. Эйфория, восторг… Кажется, что ты создал лучшее своё творение. Вдохновение даёт уверенность, что следующая картина будет еще лучше. Потом праздник заканчивается и начинается другой.
…У Павла Тишина сейчас несколько интересных заказов. Но, как он сам признается, самая большая его мечта – принять участие в росписи одного из херсонских храмов, который сейчас реконструируют. «Хочется сделать для города что-то значительное и весомое»… У него есть конкретные предложения. Грех было бы этим порывом не воспользоваться.
София СЕРЕБРЯКОВА
Гривна, 2009-03-19 (стр. 30-31)
Публікація першоджерела мовою оригіналу
Татьяна
Павел я твоя двоюродная сестра, дочь Федина Ивана Стефановича
Редакция ИР12 06.04.2012
Информация передана адресату