Житель Херсонщины создал единственный в Украине музей тоталитаризма
В основе коллекции нашего земляка из более 150 предметов лежит столь популярное в 60-70-е годы прошлого столетия движение в искусстве – концептуализм. Как и почти все «измы» в искусстве ХХ века, концептуализм стал движением интернациональным. Советский искусствовед Екатерина Бобринская придерживалась мнения о том, что это течение сформировалось в московской неофициальной культуре, а в других регионах СССР отсутствовало. Потому концептуализм как явление рассматривался лишь в контексте с Москвой. Но оказалось, это не так...
Виталий Трибушный – человек сложной и интереснейшей судьбы. Восемь лет (с 3-х до 11-ти) из-за травмы позвоночника он провел в больнице, в гипсе. Там его и в пионеры приняли. В начале 1970-х он увлекся весьма популярным среди молодежи течением хиппи. Джинсы и длинные волосы стали для него не данью моде, а выражением состояния души. После частых попыток милицейских патрулей снять с него джинсы и постричь наголо Виталий стал носить в кармане Конституцию СССР. И, ссылаясь на основной закон жизни советского человека, юноша доказывал блюстителям порядка, что они нарушают права человека. Ведь в Конституции не было сказано о том, что советский человек не имеет права носить длинные волосы и джинсы.
Общение с советской милицией обострилось после того, как Виталий, став студентом Симферопольского медицинского института, серьёзно увлекся тибетской медициной. Советский юноша, строитель коммунизма(!), Виталий еще и босиком ходил. И если профессура и ректорат высшего учебного заведения, видимо учитывая хорошую успеваемость и всестороннюю эрудированность своего студента, смирились с его внешним видом, то милиция стояла на своём: не позволим! Попытки правоохранителей силой постричь юношу и направить на «путь истинный» были отмечены у Виталия переломами носа, хрящей гортани, двух ребер. И огромной душевной болью.
Сейчас, как рассказывает Виталий, исцелить душу ему помогают глубокое изучение философий Древнего Китая, Индии и учеба у многим известной Джуны.
Судя по тому, что наш земляк собрал в своем домашнем музее действительно интересную подборку экспонатов, сейчас он чувствует себя раскованно. Среди предметов его экспозиции – протянутая глиняная рука с копеечкой (см. фото). Сама по себе она ни о чем не говорит. Но в сочетании с ленинской цитатой этот экспонат уже буквально кричит. О дне сегодняшнем, как минимум. Подстать этому и другие предметы. Собранные вместе, они заставляют очень о многом задуматься, помогают понять прошлое. А значит, избежать его ошибок в будущем.
Анатолий АНДРЕЕВ
Гривна-СВ № 32, 2003-08-09 (стр. 7)