Удивительный фотомир
05.12.1999
В выставочном зале открылась экспозиция художественной фотографии "Південь - 99", посвященная 10-летнему юбилею Союза фотохудожников Украины. Уже то, что в Херсоне есть мастера, которые консолидируются и проявляют себя с полной самодостаточностью, факт для небольшого города отрадный. В сегодняшнем мире фотография если и не вытесняет изобразительное искусство, то заявляет о себе как неотторжимый элемент всеобщего арт-движения.
Девятнадцать авторов представили по пять работ, предлагая зрителю определить творческие пристрастия каждого художника.
Представляя разговор о возможностях современной фототехники специалистам, затрону вопрос об изобразительной стороне выставки. Первое впечатление - разнообразие жанров, всеохватность явлений. Пейзажи, натюрморты, сюжетные композиции, портреты, этюды обнаженной натуры - т.е. все то, что определяет интерес к любой выставке, ибо она есть одновременно и послание к зрителю и приглашение в соратники. Каждый находит здесь свое.
Сейчас фототехника позволяет художнику делать с реальностью все, что ему угодно. Натура лишь податливый материал для претворения его свободной фантазии. Так опыты Виктора Цюзя в соляризации оправдали фотографику его работ.
Наиболее выразительна здесь композиция "Друг велосипед", милая и очень изобразительно-грамотная вещь. Игорь Озерный увлечен графическими возможностями фотоколлажей "Скованный рух". Знатоков и ценителей привлекают работы Анатолия Самойленко из Аскании.
Фотокомпозиция "Зимно" завораживает серо-коричневым колоритом жутковатого зимнего вечера с расплывчатым светом заходящего солнца и поломанными вертикалями травинок, запорошенных снегом. Молнии, осветившие "Свідок століть" и "Бурю в степу", впечатляют драматической красотой кадра. А его "Джеральд Даррел с консультантом" выполнен с предельной простотой и опирается на ту степень фотографизма, которую все чуют и которую невозможно определить словами. Портрет лаконичен в отборе деталей и хорошо срежиссирован. Спокойно созерцательные мотивы природы запечатлевает Ростислав Швец. Василий Рылеев останавливает зрителя прежде всего своей трогательной "Лебединой семьей". И воздушно-прозрачным, отмеченным неповторимой печатью, "данного места "Форосом".
У Демьяна Мойсова хорош натюрморт с предметно-тяжелыми и как бы зависшими на густом черном фоне грушами. Графически тонкая разработка листа присуща Владимиру Худолею, представившему черно-белые композиции. Его "Літо" — фрагмент чего-то близкого, узнаваемо-местного, где эстетика простых деталей выражена наиболее четко. "Відлуння" - работа скорее близкая кинокадру. Размытые строчки писем, словно движутся во времени, уплывая в пространство.
Эффектна ракурсная компоновка работ Николая Стрекаловского "Кавунова печера" и Спрага", а вариации на морскую тематику "Весна", "Стихия" живописны и неожыданны. Впечатляют подводные съемки Игоря Вертелкина "Мить" и "Музика моря", действительно заряжены свирельно-протяжным звуковым рядом и морские девы в облаке из воздушных пузырьков несомненно реальны в той стихии, в которой их запечатлел автор. Работе "Татьяна" из той же Серии явно не повезло с названием.
Вообще следует отметить негативную особенность многих выставочных работ — неадекватность названия изображению. Игра в названии может быть предложена лишь для очень тонких ассоциативных произведений, где предметы и явления подаются в сложных вариативных поддтекстах. Если же простой и ясный портрет, выполненный в напряженных контрастах черного и" винно-красного называется "Нежней, еще нежнее", да еще по-латыни, то это воспринимается недоумением, по отношению к литературным вкусам автора.
Вообще выспренность названий, как правило, прямо-пропорциональна художественному чутью, особенно когда предметом изображения становится обнаженная натура. Театрально-постановочные эффекты фотографий Александра Зборщика "Ассоль" и "Щирість" Николая Третьяка лишены чувства меры и явно переходят черту художественности, приближаясь к разряду кича. Возможно это лишь издержки опыта молодых, которые позволяют надеяться в дальнейшем на более строгий отбор в поиске выразительных средств.
Вацлав Мошинский возглавляет творческий союз фотохудожников, являясь фотохудожником Международной федерации фотоискусства. Его композиции -это зрительские метафоры. Привычные и всем известные предметы вдруг сталкиваются, образуя занятную символику нашей жизни "Тормозок". Ностальгически уютный "Мій Херсон" с безжалостной фактурой руин - опыт изменения привычного видения предметного мира.
Фото Мошинского всегда геометрически и пространственно точны. В его фотоформах отчетливо читаются основные ритмические мотивы — прямоугольник, дуга, круг и эта скрытая геометрическая схема снимка позволяет выделить главное, что и есть самое необходимое свойство любого графического или объемного произведения.
В заключение хочется сказать, что художникам, обозначившим себя определенным, тем более территориальным названием, логично выработать свою творческую программу, возможно даже манифестировать ее, чтобы лицо "Півдня" было узнаваемым и надолго запоминающимся.
Новых успехов вам, фотохудожники Херсонщины!
Светлана АФАНАСЬЕВА.
«Херсонський вісник» № 50, 5 грудня 1999 р.
Публікація першоджерела мовою оригіналу