Украина начинается… с Потемкина!
В позапрошлом номере нашей газеты в статье под рубрикой “державотворення/херсонська метода” был опубликован текст, в котором основатель Херсона был назван “досить таки одіозною постаттю” (статья “Україна починається з… Потьомкіна?”).
Я глубоко убежден, что дела с “державотворенням” у нас в стране идут так туго именно потому, что основателя украинского города в этом самом городе печатно ругают “одиозной фигурой”. Можно только представить себе, насколько острой была бы реакция на подобный демарш общественности европейского, американского или японского города. Ведь в цивилизованном обществе любовь граждан к своей стране начинается с малой родины – улицы, города, региона. И главными объектами этой любви являются фигуры людей, связанных с историей этой самой малой родины. Тех людей, благодаря которым эта конкретная улица, город, регион вообще появились на карте страны и планеты. Кем бы ни был Григорий Потемкин, его необходимо чтить как основателя нашего родного города и, как минимум, не третировать в прессе. Это как любовь к отцу и матери. Какими бы они ни были “одиозными фигурами” их нужно почитать, такова заповедь Господня.
Но самое парадоксальное в тянущейся уже многие годы “Херсонской Потемкиаде”– это то, что авторы антипотемкинских публикаций устойчиво демонстрируют элементарную неосведомленность в сфере, о которой берутся писать. Если уж сочинять текст, в заголовке которого слово “Україна” соединяется с именем Потемкина, то, как минимум, стоит поинтересоваться, как же к указанной персоне относились великие украинцы – создатели нашей национальной духовной традиции – Иван Котляревский, Тарас Шевченко, Иван Франко. Только в этом случае можно аргументированно возводить на пьедестал или ниспровергать героя, с которого символически “начинается” Украина в данной конкретной точке ее территории.
В шестой главе бессмертной “Энеиды” несколькими строчками обозначен идеал казака, некий образец для подражания, с которым в итоге сравнивается главный герой поемы: “Прямий, як сосна, величавий, Бувалий, здатний, тертий, жвавий, Такий, як був Нечеса-князь...”. Такая вот “одиозная фигура”. И ведь идеал этот вполне актуален и сейчас. Так что дай Бог, чтобы херсонские первоклассники, собираясь 1 сентября возле памятника Потемкину, мечтали бы – по Котляревскому – стать когда-нибудь такими ,как запорожец Нечеса-князь. Тогда у нас, может быть, появится шанс воспитать поколение настоящих патриотов Украины.
И Тарас Григорьевич Шевченко, не жаловавший, мягко говоря, царицу Екатерину, вполне определенно обозначил свое отношение к ее тайному мужу. В художественном наследии украинского гения сохранился рисунок, названный автором “Смерть Потемкина”. Умирающий князь изображен в окружении оплакивающих его черноморцев. Прекрасный рисовальщик, Шевченко убедительно передал искреннюю скорбь верных соратников запорожца Грыцька Нечесы. Вполне понятны и мотивы обращения Кобзаря к этому трагическому моменту в истории Украины. Ведь со смертью Великого гетмана Екатеринославских и Черноморских казаков закончился краткий период возрождения украинского казачества после разгрома Сечи. Екатеринославское войско было переформировано в армейские части, а черноморцы ушли на Кубань. Вот только не было в этом вины последнего украинского гетмана.
Ни Котляревский, ни Шевченко, ни Франко, ни кто-либо другой из выдающихся украинцев Потемкина не осуждал. Так что знак вопроса в статье Григория Карпеца не уместен. И если для киевлянина Украина начинается с князя Кия, львовянина – с Данилы Галицкого, то для херсонца родина начинается с Потемкина. Именно в этом и состоит истинный украинский патриотизм. И именно поэтому 30 сентября, в день ангела светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического, небольшая группа херсонцев собралась в ресторане отметить именины своего кумира и основать “Херсонское Потемкинское общество”. Думаю имена “потемкинцев” – Марины Тарасовой, Олега Голобородько, Сергея Дяченко, Сергея Зубарева, Виктора Пиворовича, Михаила Подгайного – говорят сами за себя. И мы сделаем все возможное, чтобы и через сто лет в нашем городе были потемкинские школы, детсады, музеи, регаты, фестивали, и чтобы херсонцы относились к отцу-основателю своей родины так, как принято в цивилизованном мире.
Михаил Подгайный, краевед
«Вгору».- №42(368).- 15.10.2009.- стр.7