В поисках модного чтива
05.10.2006
Организованная Херсонской торгово-промышленной палатой и ставшая уже традиционной, выставка «Книжный салон» в этом году проходила с особым размахом. Помимо выставки-продажи в ее рамках были подведены итоги литературного конкурса с не претендующим на оригинальность и креатив названием «Книга - жемчужина духовности». «Жемчужины» разыскивали среди издательств, детского творчества и творчества для детей, ну и просто среди литераторов, которые об этом конкурсе знали и не поленились отправить свои рукописи. В результате громкое звание «Книга года» было присвоено повести «Жаворонки остаются на зиму» некоего Георгия Крюкова. В качестве приза торгово-промышленная палата эту книгу издаст за свои деньги. Правда, достаточно скромным тиражом - видимо, возможность обнаружения бестселлера изначально не предусматривалась.
Однако самыми интересными, на мой взгляд, событиями этого книжного салона были встречи с литераторами, которым подобные призы уже без надобности, поскольку их творения издаются и раскупаются регулярно, причем не только в Украине, но и на западе.
Бестселлеры Андрея Куркова
Андрей Курков, пожалуй, один из самых популярных новых украинских писателей. Он точно знает, чего ждет его читатель. Причем он пишет не только для украинцев. Произведения Куркова переводились чуть ли не на все европейские языки. В чем секрет такой популярности? Можно, конечно, сказать, что его книги - это всегда точное попадание в цель. Можно сделать и другой вывод: Курков - конъюнктурщик, а успех его произведений - лишь точно просчитанные пиар-ходы. И одно и другое, пожалуй, две стороны одной медали - ваш вывод целиком зависит от личного отношения к творчеству этого писателя. Но, в любом случае, визит литератора, которому удалось покорить западную публику, не мог не вызвать интереса у его менее удачливых херсонских коллег и у журналистов. И Андрей Курков не без удовольствия отвечал на их вопросы - видимо, слава еще не стала для него бременем.
- Некоторые вас считают российским писателем...
- Я живу в Киеве, хотя родился в Ленинграде. Мой родной язык - русский. Хотя пишу я и на немецком, и на английском. Проблема не в том, можно ли считать меня российским писателем, а в том, что украинских писателей чаще зовут за границу, чем домой.
- Вы хотите сказать, что за рубежом к выступлениям наших писателей больший интерес?
- Там больший интерес к литературе вообще. Я уже несколько лет веду за границей тренинги «Креативное письмо», и они неизменно пользуются популярностью. Если в течение самой большой в Украине книжной выставки - Львовского форума - прошло 80 встреч с писателями, то во время подобной акции в Лейпциге проходит 500-600 авторских выступлений. Там мне однажды приходилось выступать даже в тюрьме для несовершеннолетних преступников.
— Что, по-вашему, необходимо, чтобы возродить интерес к литературе у нас? И почему сегодня он у нас так низок?
— Да потому, что наше государство в течение 15 лет культурой не занималось вообще. И сегодня не занимается. Молодые писатели готовы без гонораров ездить по стране и пропагандировать свое творчество, но если это и происходит, то финансируется частным путем -без участия государства. И дело не столько в финансах, сколько в отсутствии государственной политики. К примеру, наше государство 170 тысяч гривень потратило на один стенд на Варшавской книжной выставке. Писателей не приглашали, книги отбирали чиновники. КПД такой акции - ноль. Нужны достойные государственные программы. А для того, чтобы эти программы работали, нужны умные чиновники. Мы не так давно проводили книжную выставку-продажу в Верховной Раде - там покупали, практически, только альбомы и сказки...
— Существует мнение, что многие молодые украинские писатели просто не ориентированы на массового читателя. Ориентируетесь ли Вы на массы? Или для Вас вопрос, будут ли читать Ваши книги миллионы или сотни читателей, неважен?
- Вопрос важен, но я, прежде всего, ориентируюсь на собственный вкус, а он, что вполне нормально, соответствует массовому вкусу умных людей. Писать можно любые тексты, но чем сложнее и отвлеченнее они от реальности, тем больше и активнее их авторам следует искать своего читателя. Иначе само писательство становится стёбом для узкого круга.
Антиглянец Александра Кабанова
Александр Кабанов - бывший херсонец. Теперь он известный киевский поэт. А некоторые даже считают его известным российским поэтом - это после вручения ему международной литературной премии имени Князя Юрия Долгорукого и редакционной премии журнала «Новый мир». Естественно, поэзия - это далеко не единственный род деятельности. По профессии Александр Кабанов журналист, и сейчас под его редакцией издается два весьма модных киевских журнала - «Шо» и «Живой журнал». А еще он организатор международного конкурса поэзии «Киевские лавры» - одного из самых крупных в Украине. В общем, личность многогранная.
- Издаваемый Вами журнал «Шо» анонсирован как «журнал культурного сопротивления». Что это за сопротивление, и чему, собственно, вы сопротивляетесь?
- Пожалуй, засилью глянцевых журналов, которые делают из нас нацию домохозяек. Наше культурное сопротивление — это не какие-то активные агрессивные жесты. Это просто хороший не глянцевый текст -для нашего журнала пишут Жадан, Олесь Подревлянский, Дмитрий Быков. У нас была задача сделать антиглянцевый журнал, журнал-эксперт в области культуры. Зеркало, отображающее наиболее интересные современные культурные тенденции.
- Насколько мне известно,журнал «Шо» существует всего год. И за это время он уже успел стать достаточно популярным — по крайней мере, нашел своего читателя. Хотя журнал по сути не коммерческий, как и другой его «антиглянцевый» собрат журнал «Наш». Кажется, еще несколько лет назад существование таких журналов было невозможно. Каким процессам в обществе мы обязаны появлению таких журналов «культурной оппозиции»?
- Толстые журналы перестали играть свою роль флагмана диссидентства - так как и само диссидентство смысл потеряло. В 90-х народ ринулся за колбасой и «капустой» и вопросы культуры как-то отошли на задний план. Однако сегодня ситуация меняется. У нас стал появляться средний класс, который интересуется современным искусством. Общество набрало жирок и вновь потянулось за культурой.
- Значит ваш читатель — это представитель среднего класса?
- Тусоваться в артклубе «Бабуин» - дорого. Покупать хорошие книги - дорого. Посещать театры и кинотеатры - также дорого. И это определяет потребителя журнала, который пишет о театре, кино и литературе. Но кроме того, стоит учесть, что культурой в нашей стране интересуется примерно 1% населения. Причем половина из них - идиоты. Остается 0,5%, которые и составляют нашу аудиторию.
— По всей видимости, как у поэта, у Вас аудитория еще меньше, поскольку в нашей стране сегодня поэзия не в фаворе...
- Все не так плохо - сегодня у нас, вслед за Москвой, интерес к поэзии возвращается. Становится модным читать стихи и писать самому. Обратите внимание хотя бы на количество поэтических сайтов в интернете - появилось даже такое понятие, как «сетевая поэзия». В последнем фестивале поэзии «Киевские лавры» приняли участие больше сотни поэтов. В это же время на площади в течение 3-х дней был включен «свободный микрофон» для желающих почитать свои стихи. Явно графоманские произведения отсеивались модератором, и тем не менее от желающих не было отбоя - стихи звучали практически непрерывно. Это ли не признак интереса к поэзии?
Марина Усманова
"Взгляд" № 39 5 октября 2006 г.
Публікація першоджерела мовою оригіналу