on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

 

ВАЛЕРИЙ КУЛИК

01.08.2006

Валерий КУЛИК: «Мне не хватает… понимания…»


ВАЛЕРИЙ КУЛИК – херсонский поэт, отметивший 45-летний юбилей своего слова, не очень-то верит в воровскую черту времени, сомневается в его преступлениях по отношению к сердцу, ему кажется, что время не его противник, скорее сообщник или друг. Он в парке ищет неправильные формы деревьев, а в натюрмортах червивые яблочки, говорит, что в этой неправильности есть манок. Много говорит о женщине, возвышенно, как о части природы, но смотрит провожающим и почти приземистым взглядом на проходящие по аллейке фигуры, такие же неправильные, как фигуры и тех деревьев, и формы тех яблок. Стихи пишет ночью, как настоящий филин. А вообще-то он лев, чем не стесняется хвастаться. Гордость, по его мнению, если это не спесь, - хорошо. Он гордится своими эротическими стихами; отсутствием славы, по причине обмена ее на признание; и тем, что он нравится людям. Говорит, что может «кусаться». Построил дом. И несмотря на непонимание даже близких людей, думает, что на стихи – обречен.
Сегодня Валерий Кулик отвечает на наши 45 вопросов:

Валерий Павлович, Вы способны сомневаться в своем творчестве?
Всегда считал и считаю: истинное творчество немыслимо без сомнений, радости открытий, иногда глубоких разочарований. Художник кончается там, где появляется душевная удовлетворенность.
Внушать стихи больше, чем писать стихи, больший дар. Кто Ваш «внушатель»?
Мой постоянный «внушатель», как вы говорите, это красота окружающего мира.
Состояние творчества – это состояние наваждения?
Это действительно в некоторой степени наваждение. Поэтические образы преследуют повсюду: на работе, в быту, в путешествиях
А поэты видят сны?
И даже цветные.
Вы чувствуете себя человеком, обреченным на стихи?
Не то слово. Мне иногда кажется, что поэзия живет в моем теле, в моих капиллярах, в моей крови. И ничего уже не поделаешь: что-либо изменить в этой ситуации – дело безнадежное…
Какова в Вас сила тоски, если предположить, что она зерно поэта?
Сила тоски – это та движущая сила, которая выплескивает все новые и новые чувства. Именно грусть, сожаление о несбывшемся заставляет переосмысливать свои поступки, создает новые стихи.
В Вас – каков градус этой силы?
У меня очень много лирических произведений, созданных под влиянием тоски.
Писать против воли – каково? И почему?
Писать вопреки воли – самое трудное занятие. Не люблю писать стихи по заказу. Но иногда приходится.
К стихам нужно добавлять ключ, или сами стихи – ключ к пониманию всего?
У поэта существует один-единственный ключ - ключ к истине – через слово, через художественные образы. Необходимо оставлять читателю возможность доосмыслить сказанное поэтом.
Слушатели – в основном лизатели сливок?
Поэтическое творчество тяжело оценивать на слух. Литературу следует читать, а не слушать. В момент слухового восприятия важную роль играет индивидуальность поэта (и тембр голоса, и энергетика подачи образа, и другие факторы).
Каким должен быть у поэта голос, чтобы его не только читали, а на него «ходили»?
Для этого нужно одно обстоятельство – истинность творческого почерка, оригинальность, художественное совершенство.
Находите связь между голосом поэта и его стихами?
Как доказательство того, что я имею своего читателя – полный зал областного музыкального училища в июне этого года. А ведь именно тогда в Херсоне открывали международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии». И люди ко мне пришли.
Когда поэт читает – это: эстрада или мир свечи?
И то, и другое…
Что Вам ближе?
Люблю читать свои произведения (даже незнакомым людям) и это заряжает на творчество.
Тяготеете к ассоциативной поэзии?
Склонен к мысли, что ассоциативная лирика способна на многое.
Какое отношение имеете к символам?
Символы в поэзии – очень выразительное средство. С их помощью иногда раскрываются очень важные толкования.
Вам легко заблудиться лабиринте символов?
Очень нелегко лавировать в дебрях символов. Но это творчество. И есть вещи не всегда объяснимые.
Что такое «стихи в прозе»?
Стихи в прозе – это может быть оригинальная поэзия. В мировой классической лирике есть яркие образцы таких произведений. Я с большой симпатией отношусь к такой форме как верлибр. В отечественной литературе есть много мастеров вольного и белого стиха. Поэзия, которая тяготеет к прозе, имеет свои неповторимые прелести.
И все же, каково Ваше определение понятия «стихи в прозе»?
В Украине извечно отдавалось предпочтение образному творчеству. И безразлично, в какой стилистической форме это выражается. Иногда простая человеческая речь воспринимается как поэзия.
Вам подавали милостыню ненависти?
Такого не было.
Есть средство надежнее смерти, чтобы улучшить людей?
Не сомневаюсь – это искусство и художественное слово.
Какими книгами гордитесь больше – собственными или чужими прочитанными?
Это не вопрос. Так не бывает.
Книги пахнут мускатным орехом?
Грецким орехом.
И все-таки орехом. Почему?
В аромате ореха доминирует терпкий и горьковатый запах. И это мне импонирует.
Что важнее – читать или перечитывать?
Важное и то и другое. Было бы только на это время.
Как Вы думаете, смог бы человек прожить без имени?
Без имени человека просто-напросто не бывает.
В творческом окружении, среди людей с именем, Вам встречались глаза, которые видят только большие тени?
Как ни обидно, таких людей немало. В реальной жизни безучастность и равнодушие – сплошь и рядом.
Через Вашу жизнь кто-то переходил, как через лужу?
Было такое. И не раз.
Свидеться с самим собой – геройство?
Иногда очень важно суметь посмотреть на себя со стороны. Трезво увидеть свои плюсы и минусы. А без этого немыслим прогресс в творчестве. Увидеться с собой – это просто. Было бы лишь желание.
А самолюбованием не балуетесь?
Это не в моем характере. Скорее – самобичеванием.
Время постоянно ветвится… Нескончаемые его ветви не лезут в глаза?
Время – категория очень противоречивая. На его срезе иногда видны изъяны твоего творчества. То, что было вчера, а тем более, позавчера, порой, не состыкуется с понятиями сегодняшнего дня.
Вы чувствуете это время своим? Или есть причины для дискомфорта? Потребность времени соответствует тому, что Вы ему можете сегодня предложить?
Чувствую себя в этом непростом времени, не скажу, что совсем комфортно, все же критичным взглядом оцениваю время былое. И это, считаю, нормально.
«Гордыня есть чувство подобное жажде». Пить не хочется?
Нет, гордыня – не для меня.
А гордость? Это плохо, когда ставишь ее за руль своей жизни?
Гордость – это вполне нормальное чувство. Себя иногда надо уважать и ценить. В меру здравого смысла.
Вы часто бываете лисенком?
Бываю, но не часто.
Когда?
Случается, что это происходит на почве любви к женщине.
Наготу любви стихи прикрывают или отстаивают?
Мне удалось создать не один цикл откровенной любовной лирики. Эротические поэзии – этому яркое подтверждение.
Время добавляет в стих, или уже уносит из него?
И то, и другое.
Что возраст добавил в Ваш стих, и что Вы теряете, приобретая годы?
С годами я чувствую себя еще сильнее в выразительности, в стремлении творить произведения по законам гармонии и красоты. Годы – не помеха, а скорее наоборот – стимул для осмысленного творчества.
Между улицей детей и улицей стариков длинный переулок?
Дети и пожилые люди меня всегда привлекали, а потому в своем творчестве часто обращаюсь к людям этих возрастных категорий.
Вы что-то делаете, чтобы уберечь себя от моли и плесени?
Только движение, только свежий взгляд помогают избавиться от рутинного налета, от штампа.
Как думаете, в зеркале литературы уже отразился Ваш лик?
Надеюсь на то, что созданное мною за многие годы в литературе все же останется в литературе Украины. Слава для меня – вещь не суть важная, а вот признание – на него надеюсь.
Признание и слава – чем рознятся?
Признание – значит отдать должное творческой индивидуальности, ее таланту. А слава – это фанфары и восторги. Как видим – вещи абсолютно разные.
Стих как ответ на малейшее колебание воздуха – Ваш стих?
Возможно. Воздух – это жизнь, а поэзия им дышит.
Поэзия родилась благодаря несчастьям?
Не думаю, скорее наоборот – от избытка радости и счастья.
Вы сами по себе – одиночка или третий бегун в левой колоне?
Я скорее всего одиночка. Не люблю толпы. Именно одиночество сопутствует литературному вдохновению.
Не будем спрашивать, что предшествует одиночеству, просто ответьте не тая: чего Вам не хватает, Валерий Павлович?
Мне не хватает… понимания….


Елена Шульц и Татьяна Кондакова
2006

Публікація першоджерела мовою оригіналу
 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.