on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

 

Век купцов

С созданием Николаева и Одессы - городов, стоящих в более удобных местах, - Херсон должен был умереть. Ни одна из надежд, связанных с нашим городом, не была реализована. Херсон так никогда и не стал столицей империи, как надеялся Потемкин, не получилось из него и настоящей колыбели Черноморского флота. Наконец, купцы-предприниматели просто не желали селиться в местности у малярийных болот, где кораблям приходилось спускаться к морю на камелях: предписанное императрицей месторасположение города было выбрано крайне неудачно - морские корабли не могли войти в городскую гавань, потому что там было мелко.

Наш город постепенно и верно умирал: население его уменьшилось в несколько раз и в 90-х годах XVIII ст. едва достигало 2 тысяч. Все тогдашние херсонцы - от младенцев до стариков - легко могли поместиться в современном киноконцертном зале «Юбилейный», который, как известно, рассчитан на 1800 мест. Из Херсона бежали все. Его покинули военные и моряки. В 1795 году адмирал Мордвинов нашел полезным перевести из Херсона в Николаев главное Управление Черноморского флота. А херсонская крепость, которая так ни разу и не использовалась по своему воинскому назначению, была упразднена в 1835 году.

Крупнейшие купеческие фирмы переселились в Одессу, влиятельные землевладельцы, которые по настоянию Потемкина скупили все земли вокруг Херсона, после смерти влиятельного царедворца спешно эти земли распродали. Все шло к тихой смерти амбициозного проекта героической эпохи Екатерины. Но историю Херсона часто определяли нелепые случайности и полу анекдотические ситуации, которые резко меняли жизнь города, придавая ему силы и энергию. Так случилось и в 1803 году, когда наш город самым неожиданным образом стал центром обширнейшей губернии, которая включила в себя современные Одесскую, Николаевскую, часть Кировоградской и Херсонской областей. В 1802 году император Александр I решил осуществить административную реформу на своих южных землях и создал Николаевскую губернию. Но подобное решение привело в ужас морское ведомство. Дело в том, что Николаев был главным центром военно-морского кораблестроения. И все административные здания города находились в распоряжении морских адмиралов, которые совсем не желали тесниться ради каких-то гражданских чинов. Последовала жалоба императору. Александр I прислушался к нуждам военных и последовал новый указ - о переводе губернского центра в соседний Херсон. Таким образом, нашему городу не дали тихо умереть, превратив его в крупный административный центр. Но Старый Херсон, по словам историков, все равно «представлял собою большую деревню... Море пыли летом и невылазная грязь осенью, пустота улиц, освещенных сальными свечами, - это все, чем богат был Херсон... Жизнь в сонном городе протекала сонно. Улицы города периодически оживлялись в известные часы, когда шли ученики в гимназию и обратно, или человечество в кокардах спешило то на службу, то со службы». Чиновничий Херсон ждало второе рождение. Расцвет города был связан с развитием торговли, успешной работой перерабатывающих предприятий и частным судостроением.

Еще в 1799 году на Херсонской судоверфи построили торговый корабль с немного чудным названием "Полуки Лукреция". Он стал известен потомкам благодаря специальному приказу императора Павла I, который из далекого Санкт-Петербурга позволил кораблю отправиться в иностранное торговое путешествие. Но, цитирую: "За надежным поручительством, дабы то судно непременно по окончании рейса возвратилось к нашим портам". Вероятно, у императора Павла был уже печальный опыт общения с местными херсонскими купцами, но подробности его история умалчивает. В 1800 году в Херсоне выстроили еще один торговый корабль, в следующем - уже 9, в 1802 - 17 кораблей. А в 1805 император Александр I позволил выстроить верфь для купеческого судостроения, которая и была основана в 1806 году.

Император также решил предоставить кредит размером в 100 тысяч рублей тем, "кои занимаются строением судов... И чтобы в одни руки более четырех тысяч не давать". Уже в конце 1806 года на верфи построили 14 больших морских кораблей, которые могли транспортировать по Днепру, лиману и морю хлеб, строительный лес и прочие грузы. Херсон вместе с Олешками (современный Цюрупинск) и Голой Пристанью превратились в центры частного судостроения. На их верфях сооружались корабли для Днепра, Буга, некоторых портов Черного моря и даже для купцов, живущих на греческом Архипелаге.

Верфи, естественно, были не единственными предприятиями города. Среди других самыми важными и сверхприбыльными стали шерстомойни. Настоящим золотом в 20-40 годах XIX столетия стала обычная шерсть. В бескрайних херсонских степях разводили многочисленные отары овец, шерсть которых перерабатывалась в Херсоне. Любопытно, что в 50-е годы из 12 шерстомоек, учрежденных в огромной Херсонской губернии, десять находилось в нашем городе. А начиналась история "херсонского золота" в 1820 году, когда местный губернатор Сен-При, владеющий под Перекопом огромными отарами овец, выписал из Франции специалиста шерстомоечного дела Петра Мулена. Он-то и построил в 1822 году первую в Херсоне шерстомойню.

В 1859 году их насчитывалось уже одиннадцать. Ежегодно на промывку поступало 300 тысяч пудов шерсти. Объем проданной продукции достигал полутора миллионов рублей, что превышало доход всех остальных предприятий города. А в отдельные годы эта цифра достигала 4-х миллионов рублей. История сохранила имена первых «шерстомоечных королей»: Готрон, Филиберт, Феккер, граф Толстой, Ванштейн. Сохранились также и сведения о бедственном труде настоящих творцов "херсонского золота". На шерстомойнях работали преимущественно женщины и дети, которые с мая по сентябрь парили в кипятке и промывали в холодной воде шерсть, зарабатывая в сутки от 35 до 60 копеек ассигнациями. В 1848 году в Херсоне появилась одна из первых на Украине паровая мельница. Как пишет историк Дмитрий Горловский, житель города по фамилии Княжнин купил со старого парохода машину и переоборудовал ее на паровую мельницу. Но из-за отсутствия мастеров мельница в скором времени сломалась, и никто не смог ее отремонтировать... А ветряных мельниц в Херсоне в те годы было аж 250. Даже целый район города с тех давних лет так и носит название - Мельницы.

Вообще, Херсон в середине XIX столетия был центром переработки сельскохозяйственной продукции: 10 салотопенных, 6 свечных, 7 табачных, канатный, пивоваренный и другие заводы с успехом работали в городе. В 1853 году до нашего города докатились первые волны промышленной революции: как раз в этом году братья Вадоны начали строительство механического чугунолитейного завода. Он с течением времени превратился в судостроительный и судоремонтный заводы - важнейшие предприятия современного города. В 1855 году завод дал первую продукцию: 60 лафетов к пушкам Очаковской крепости. В 70-ые годы предприятие Вадонов изготавливало железные баржи и катера. Позднее - ледоколы, колесные пароходы, плавучие краны.

А рядом с чугунолитейным заводом братьев Вадонов, который занимал на границе Военного и Мельниц целый квартал, появилась улица Литейная. Она навсегда вошла в историю культуры Херсона. Здесь жили известные культурные деятели: историк Петражицкий, художник Брюммер, а также братья Вадоны, Гутьеры... Среди наиболее успешных в городе также считалась табачная фабрика Лермана (на ней трудились 87 рабочих, которые изготовляли продукции на 186 тысяч царских рублей), заводик Гуревича и некоторые другие. В Херсоне работали также конфетные фабрики, фабрики сладкой воды, мыловаренные, пивоваренные заводы. К столетию города, то есть в 1878 году, в Херсоне насчитывалось более 100 промышленных предприятий с годовым оборотом в 5 млн. рублей и более 200 различных торговых предприятий с оборотом в 4 млн. рублей. И город продолжал развиваться. А сто лет назад, осенью 1899 года, в устье Днепра закончились работы по углублению дна реки, и первые морские корабли, груженные необходимым товаром, прибыли в херсонский порт. Херсон ожидало успешное будущее, и усилия к этому были приложены предпринимателями самых разных национальностей. Среди знаменитых херсонских купцов и ремесленников были представители разных религий и народов - россияне, украинцы, евреи, караимы, поляки, итальянцы, немцы, греки. Они торговали, работали и строили город.

Дементий Белый
Джерело інформації: Журнал «Бизнес Таврии».- №1.- октябрь 2005

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.