on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Новини регіону

21.07.2024, 14:44

У “Мистецькому арсеналі” в Києві презентують книгу “Ламент Херсонщини” з історіями жителів регіону

  18 липня о 15:00 в Києві у Національному культурно-мистецькому ...
06.07.2024, 00:02

На міжнародному кінофестивалі в Ірландії покажуть стрічку “Редакція”

  12 липня на міжнародному кінофестивалі  “Galway ...
05.07.2024, 23:56

На війні загинув письменник із Херсонщини Василь Паламарчук

  3 липня на східному напрямку в бою поліг військовий із Херсонщини ...

 

Выходят на арену силачи

08.02.2007

В далекие от нас времена на улицах и ярмарочных площадях средневековых городов бродячие актеры устраивали необычные представления, удивляя публику своими ловкими трюками

Цирки потеснили балаганы В Западной Европе их называли жонглерами, паяцами, гаерами или гистрионами, на Руси – скоморохами, а в Средней Азии – дорбозами. Конечно же, средневековые представления были совсем не похожи на современные. Пожалуй, единственным дошедшим до нас атрибутом уличных балаганов остался круг, образованный зрителями, – сегодняшняя цирковая арена. Во все времена простой люд любил своих, по-настоящему народных артистов, покорявших сердца не только силовыми и акробатическими аттракционами, но и едкими сатирическими сценками. Херсонские обыватели не составляли в этом исключения. Городские ярмарки и празднества XIX столетия не обходились без выступлений странствующих актеров. Но уже к началу нового века балаганщиков сильно потеснили образовавшиеся под руководством иностранцев крупные передвижные цирки. Они подняли цирковую культуру на более высокий, профессиональный уровень.

Выступления труппы Александра Девинье Первым профессиональным цирком, посетившим Херсон в 1901 году, был цирк француза Александра Девинье. Подготовка к выступлениям большой труппы велась серьезная. Представители дирекции взяли в аренду участок городской земли сроком на три месяца, завезли материалы и приступили к строительству. Деревянное здание цирка, рассчитанное на 1500 зрителей, было возведено в рекордно короткий срок – всего лишь за 12 дней. Конечно же, строительство нового, непривычного для Херсона объекта не могло пройти мимо местной прессы незамеченным. Газета «ЮГъ» спешила известить: «Леса на постройку затрачено около 2 тысяч рублей. Цирк громаден по своим размерам и не лишен многих удобств. При цирке конюшня на 30 лошадей, целая анфилада уборных для артистов. Все места для публики расположены на высоте. Кровля тесовая». Великолепная труппа цирковых профессионалов снискала любовь херсонских зрителей, отработав 40 представлений при полном аншлаге.

Через три года цирк Александра Девинье снова посетил Херсон, расположившись во вновь отстроенном здании на углу Почтовой и Соборной улиц (ныне проспект Ушакова и улица Ленина). И если в 1901 году зрители были очарованы выступлениями жонглеров, эквилибристов, дрессированных лошадей и представлением феерических картин, то новая программа просто поразила их воображение техническими диковинками. В цирке состоялся дебют известных циклистов-гонщиков братьев Баранских и Марии Вестер, устраивающих головокружительные гонки по трек-забору – замкнутому пространству с наклоном пола в 750. Возможно, во время этого представления многие херсонцы впервые познакомились с отчаянно чадящим и нещадно ревущим из-за отсутствия глушителя двухколесным мотоциклом.

Привлек внимание херсонских обывателей состоявшийся в цирке Девинье «первый всероссийский чемпионат по французской борьбе при участии заграничных чемпионов». Чемпионат с призовым фондом в 100 рублей начался с единоборства всемирного чемпиона Забышко и борца Моро. К сожалению, трагический случай прервал соревнования. 6 июля, в 16 часов по полудни, от неизвестных причин загорелось здание цирка. Огненной стихии хватило всего лишь 15 минут, чтобы уничтожить огромное деревянное сооружение. Еще утром богатый человек Александр Девинье к ве-черу стал нищим. В огне погибли 11 лошадей, собаки, весь цирковой гардероб и реквизит, личные вещи артистов. Убыток составил более 50 тысяч рублей.

«Особенно убивался клоун. В огне погибло все его имущество и любимая собака. Клоун всхлипывал, жалко и растерянно, как ребенок, кулаком утирал слезы, лившиеся в два ручья: “Лилька! Бедная Лилька!”– шептал он пересохшими губами. Плачущий клоун – это такое зрелище, от которого кровь стынет в жилах…» – так в газете описывал это несчастье очевидец.

Благодарные зрители не оставили своих любимцев в беде. По Херсону был объявлен сбор средств в помощь погорельцам, и почти каждый горожанин посчитал своим долгом ответить на призыв, о чем сообщала местная пресса. Впоследствии, после непродолжительного восстановления своих сил, едва оправившись от тяжелого удара судьбы, цирковой коллектив продолжал радовать херсонцев своими программами.

Немецкий цирк Генри Эрдтмана В 1907 году на Ярмарочной площади (ныне площадь Свободы) открылся германский цирк Генри Эрдтмана. В первых его представлениях принимал участие знаменитый клоун-сатирик Владимир Леонидович Дуров со своей зоологической труппой. Он демонстрировал поразительные чудеса дрессировки: поцелуй кошки с крысой, танцующего верблюда и любимицу публики собачку Запятаечку, знающую 4 математических действия. Выступления Дурова, подмечавшего и высмеивающего с цирковой арены человеческие слабости и недостатки, доставляли немало беспокойных и неприятных минут хорошо известным всем личностям, порой присутствовавшим на представлениях. Известен случай, когда Владимир Леонидович выставил на всеобщее посмешище редактора одного из крайне реакционных изданий. На арене цирка перед свиньей раскладывали несколько экземпляров разных газет в произвольной последовательности, и свинья безошибочно выбирала один определенный. «Вот, свинья и газету выбирает свинскую!» – произносил сатирик под оглушительный хохот публики. В Херсоне подобной шутки удостоилась городская управа – за свою медлительность в вопросе устройства электростанции.

Еще одной достопримечательностью цирка Эрдтмана стали гастроли чемпиона мира Вильяма Робинэ. Этот великан-атлет без особого труда завязывал в узел внушительную железную арматуру и сворачивал в плотную трубочку толстенные листы металла. Коронным номером был следующий трюк: на голову Робинэ возлагали огромную, через всю арену, рельсу и по ее обеим сторонам подвешивались 30 взрослых людей. Таким образом рельса сгибалась и опускалась концами до земли. Вес рельсы с людьми достигал 150 пудов (2400 килограммов)! Атлет предлагал каждому, кто повторит его номер, 20000 франков (7500 рублей). Желающих не было...

Не обходились цирковые представления труппы Эрдтмана и без скандальных происшествий. Однажды кто-то из подгулявшей публики в порыве восторга выбросил на арену под копыта мчавшимся по кругу лошадям стул. Только мгновенная реакция коверного помогла избежать трагедии. Случай этот стал предметом разбирательств херсонского полицмейстера Шишкина. Виновниками следующего неприятного случая оказались забалковские и военковские дети, гроздьями висевшие на хлипкой крыше цирка и сквозь дырки в брезенте плевавшие на головы зрителей. Кто-то из них швырнул вниз приличного веса камень, которым была ранена одна из актрис. Дирекция цирка обратилась с просьбой учреждения постоянных полицейских постов для охраны спокойствия. Посты были выставлены. Но однажды, когда в цирке проводился несостоявшийся в 1904 году чемпионат по французской борьбе, глава херсонской полиции Шишкин, производивший проверку, не нашел на рабочих местах полицейских чиновников. Заглянув по пути в цирк, начальник «застукал» подчиненных на цирковом зрелище во время розыгрыша призов. Там, к слову сказать, полицейский пристав Матвеев выиграл дойную корову, а какая-то местная барышня – циркового жеребца. Результатом полицмейстерской проверки, явилось следующее распоряжение по городской полиции: «Замечено мною, что полицейские чины, являясь в наряды в театр, клуб, цирк, аудиторию и др., забывают свой служебный долг и предаются удовольствию. Развлекают свои семьи и знакомых, которых водят за собой, игнорируя приязность дирекции этих зрелищ. Во время службы полицейский должен забыть свою семью, а тем более знакомых, и не предаваться удовольствиям, а строго блюсти за дело, к которому приставлен. Предлагаю полицейским чиновникам быть в увеселительных местах или концертах только будучи назначенными в наряд».

Между тем в цирке Эрдтмана продолжались «гладиаторские» представления, в которых принимали участие известные мировые борцы: всероссийский чемпион Глинкин, чемпион Гамбурга Ребер, чемпион Кракова Чарнецкий, чемпион Сербии Антонич, чемпион Турции Нурла, Бельгии – Беллинг и другие. Борьба велась под наблюдением Владимира Владимировича Дурова, сына гастролировавшего в Херсоне Владимира Леонидовича. Непобедимый Вильям Робинэ в перерывах между соревнованиями успешно осваивал показательную борьбу с быками. И если с первым своим быком он возился около получаса, то последующих «валил» уже через несколько минут. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Закончился и контракт Вильяма Робинэ в цирке Эрдтмана. Прославленный чемпион мира, заключив новый контракт с цирком Злобина, отбыл во Владикавказ. Менее чем через месяц в прессе промелькнуло сообщение, что во время представления, сгибая 20-пудовую балку, в момент чрезмерного напряжения атлет упал на арену без сознания. А германский цирк Эрдтмана простоял на Ярмарочной площади до 1908 года. Затем у хозяина под давлением конкурентов начались финансовые проблемы и он тайно оставил город, спасаясь от кредиторов.

Александр ЗАХАРОВ
Гривна, 2007-02-08 (стр. 6)

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.