Не так давно ДООО " Краеведческое общество" Риднокрай " проводило комплексную (авто - вело- водо - пешеходную ) экспедицию " Запасной путь "из варяг в греки " , или тайными дорогами запорожских козаков " от города Мариуполь Донецкой области в Днепропетровск. Ее особенность - такая первая в Украине и , к тому же , в основном , за счет энтузиастов. Цель экспедиции - знакомство с природой региона , сбор историко - краеведческих материалов и фольклора , изучения возможностей организации туристических маршрутов в данном направлении , а также - обратить внимание государства на экологические проблемы , а ученых - стимулировать к более детальному изучению обозначенной темы . С 13 июня по 12 июля 2009 года на трех надувных лодках пройдено более 350 километров по рекам Волчья , Самара , Крынка ( Крымка ) , а после того организовано автомобильный и несколько пешеходных походов. В 2010 - м , кроме водо -авто - пешеходных , прибавилось еще и несколько велосипедных . На 2011-2013 годы параллельно с экспедицией «Дорогами Нестора Махно » , посвященной 125- летию со дня рождения Нестора Ивановича , проводится еще одна - « Казацкий зимовник » , она частично станет продолжением нынешней экспедиции. О первых же результатах можно говорить уже сегодня . Кроме этого , в планах краеведов и исследования старых водных путей по Миус . Сейчас предлагаем рассказ только о водном походе по Волчьей и Самаре на старте комплексной экспедиции.
История запорожского казачества , особенно его боевые действия , более или менее исследована , да и в ней есть еще много " белых пятен " . Одна из них - тайные дороги , которыми запорожцы ходили в походы или возвращались домой . Среди них - степные реки . Чаще казаки пользовались запасным путем " из варяг в греки " , который пролегал из Днепра в Самару , потом - в Волчью , а затем по суше Кальмиус или Миус , далее в Азовское море и через Керченский пролив - в Черное . Это был обычный путь и для связи с Тмутараканским княжеством.
При подготовке экспедиции пришлось побывать в Мариуполе , нас встречала весна в Донецке , во многих населенных пунктах Днепропетровской области , встречаться с историками , археологами , гидрологами , геологами , географами , краеведами и другими специалистами. Оказалось , что этот путь , действительно , никто из современных ученых подробно не исследовал ни в Донбассе , ни в Приднепровье . Единственный ученый - доктор исторических наук завкафедрой историографии профессор Донецкого национального университета Василий Пирко - предположил , что запасной путь , в отличие от воспоминаний французского инженера ХVИИ века Боплана , который был на службе у польского короля , проходил рекой Кальмиус , а не Миус , а затем по реке Осиновая , на окраине современного Донецка , в Волчью . Небольшой отрезок там казаки преодолевали по суше , перетаскивая чайки . Такое предположение требует еще тщательных исследований , в том числе археологических .
Хотя следует рассматривать и другие варианты. Ведь каждый из них может быть как научно обоснован , так и опровергнут . Есть надежда , что в будущем специалисты еще скажут свое слово по этому поводу .
Продолжение следует...
Борис КОВТОНЮК