Жизнь, смерть и многоточие
01.12.2005
26 ноября в Литературном музее состоялась презентация поэтического сборника «Безодня і тиша», написанного Максимом Кратом. Написанного необычным языком. Необычным украинским языком. Не литературным, а экзистенциальным украинским языком. В нем -тишина в ожидании падения и бесконечность поиска в стремлении его остановить.
В предисловии автора настойчиво называют «молодым». Для Максима Крата это лишнее. Если Максима и можно назвать «молодым», то не в смысле юниора, а в роли человека, обладающим молодым, свежим, незамыленным взглядом не только на глубокие философские проблемы, но и на обыденные вещи, наделенные автором философской глубиной. Поэт ищет золото не в швейцарских часах, а в песке обыденности и умело переливает в драгоценные изделия -его строки. Быть может, во многих вещах автор открывает уже давно открытые не только острова, но и целые материки, но от этого эти открытия не кажутся менее значимыми. И Максим не стесняется вновь и вновь отправляться в поиск. Вовлеченность читателя в уже изведанные переживания делают его участником стихов. Этому способствует внутреннее стилистическое и духовное «цитирование». От хокку до Библии, от Стуса до архаичных поэтических форм. Выбранный размер, а это верлибр, - не дань моде. Выбор верлибра - это выбор единственно подходящего орудия и, если хотите, оружия. Верлибр «освобождает руки» автора, отрывает его от земли.
Максим не ставил знаков препинания в своих стихах, но я бы все же один знак поставил - многоточие в конце последнего стихотворения.
Олесь Богданив
Искусствовед
Газета «Взгляд» 1 декабря 2005
Публікація першоджерела мовою оригіналу