Золото варваров. Скифы.
01.04.2003
Задолго до Рождества Христова, в эпоху расцвета античных цивилизаций Греции и Рима, рядом с этими великими культурами существовали незаметные на их фоне зачатки другой могучей культуры, которой суждено было в будущем сломить имперский Рим и перекроить всю карту Европы. Наряду с развитыми и централизованными культурами античности существовали разрозненные племена кочевников, создавших свою культуру и стиль, которые в дальнейшем легли в основу всей европейской цивилизации. И хотя кочевые варварские племена и просвещенные античные государства занимали разные ступени развития, и тем и другим свойственна была страсть к красоте золота, изделий из него.
Скифы
Не нужно быть просвещенным эллином с идеальным художественным вкусом или искушенным в роскоши римлянином, чтобы заметить и использовать превосходные ювелирные качества золота. Так, уже у ранних кочевников скифского времени бытовало множество украшений из золота. Развился характерный для них «звериный» стиль, выраженный в преобладании животных мотивов и монохромной (без отделки камнями) технике.
Скифский всадник под деревом. Золотая пластина 15 см. Прикреплялась к поясу или эфесу меча
Скифский костюм – во всяком случае, у тех, кто мог себе это позволить – был богато отделан вышивками и металлическими накладками. Иногда пояса украшались золотыми бляшками в «зверином» стиле. По торжественным случаям скифы надевали на себя полный набор сверкающих золотых украшений: головные обручи, подвески, серьги (в одном ухе у мужчин и в обоих у женщин), кольца и браслеты. Одежды и прически закалывали декорированными металлическими булавками. Костюм скифского вождя (IV век до н. э.) был расшит золотыми бляшками в виде фигурок оленя. На руки надевали золотые пластинчатые браслеты.
В V – IV вв. до н. э., когда культура скифов достигла расцвета, страсть к золоту у них сочеталась с интересом к искусству эллинских мастеров, живших в колониях на северном побережье Черного моря. Поэтому многие скифские украшения вышли из-под рук греков. Однако при этом они неизменно отражают скифские мотивы – сцены из быта кочевников или динамичные изображения животных, неотъемлемой части жизни степей. Полные энергии стилизованные львы и гепарды, кони и олени создают загадочную символику, не лишенную магической направленности: они должны были одновременно охранять своего владельца от зла и придавать ему жизненные силы.
Источник: Журнал Мир металла 4-5.2003
http://ostmetal.info/art12041773.phtml