Золотой ключик или реклама по-нашенски
01.09.2003
Хочется нам этого или нет, нравится нам это или нет, но для того, чтобы мы с вами смотрели интересные фильмы, программы, сериалы, футбол или слушали приятную музыку в машине, нам приходится платить. Чем? Своим вниманием, которое продается за деньги и именуется рекламой. И мы, не желая растрачивать себя на глупости, переключаем каналы один за другим.
Но в этой "принудиловке» есть и полезная сторона медали - информационность. Из рекламы мы узнаем, что можем сэкономить на том или ином предмете ежедневного обихода. И зачастую судим о солидности фирмы, исходя только из денег, вложенных в рекламу. На этом строились знаменитые финансовые пирамиды.
Один мой друг — предприниматель, у которого очень специфический бизнес, рассчитывать на который ему приходится только исходя из масштабов всей Украины, — как-то признался, что после выхода его рекламы в пределах города к нему поступило не так много звонков, как он ожидал. Но когда он пришел на прием к банкиру договариваться о кредите и назвал свою фирму, вопрос о выдаче кредита стал просто формальным объяснением условий банка.
Реклама в нашей жизни с течением времени будет занимать все более прочные позиции, и, открывая собственное дело, не говоря уже о ведении бизнеса, необходимо обязательно учитывать статью расходов на рекламу. Они просто должны быть в затратной части, входить в себестоимость. И уж если есть затраты, следует расходовать их разумно - выращивать собственных профессионалов - приглашать для обучения специалистов, в чьи обязанности входит проведение фокус групп, исследования в области маркетинга, конкретная постановка и решение рекламных задачь и множество других, только им известных секретов удачной рекламы. В резултате проведения фокус груп работники компании превратятся в опытных и знающих рекламистов, что не замедлит дать свои резултаты в сбыте продукции или услуг.
А то иногда приходится слышать: рекламы нет, потому что слабый доход, а слабый доход, потому что обо мне никто не знает. Цикл замкнулся.
Обычно руководитель предприятия, согласившись с тем, что реклама нужна, сталкивается со множеством предложений от надоедливых рекламных агентов и порою пребывает в замешательстве, не зная, с чего начать. Конечно, в идеальном варианте, лучше обратиться в рекламное агентство, где с вами будут работать менеджеры, и желательно с большим опытом. Но тратить деньги никто не торопится. И вот тут я хочу обратить ваше внимание на сам подход к проблеме.
Я разделяю рекламистов на два типа — агенты и менеджеры.
Рекламный агент представляет, прежде всего, интересы только своего носителя, его задача — уговорить вас разместить рекламы на его носителе, а не работать с вами на ваш успех. И он как представитель носителя никогда вам не признается в том, что ваш «предмет рекламы" не входит в аудиторию потребителей его носителя. А менеджер заинтересован только в вашем процветании, закрепляя свой успех вашими победами.
Вы, конечно, понимаете, что агент может спокойно, без угрызений совести, называть себя менеджером. Его несложно вычислить. Например, агент по размещению рекламы в метро может сунуться с предложением в салон по продаже престижных иномарок. Менеджер этого не сделает.
Менеджер — это человек, обладающий как организационными, так и креативными (творческими) качествами. Это не говорит о том, что у носителей нет квалифицированных менеджеров — есть, и очень неплохие. Просто различие менеджера и агента состоит в том, что один хочет «урвать» ваши деньги, а другой предлагает, как их разумно и рационально использовать — с наибольшей отдачей.
Школ, дающих соответствующее основательное образование о рекламе как науке, пока нет. Есть вузы, дающие высшее образование, но не мастерская, выпускающая рекламных акул, Не хватает базы, традиций, фундаментальности. Реклама в нашей стране как явление появилась всего 15 лет назад, а сам рынок стал складываться еще позже. Ремесло еще не сложилось, с учетом нашей национальной ментальности.
Обслуживаться в рекламном агентстве не всем по карману, хотя поинтересоваться никогда не помешает. И мы, потомки Левшей и Кулибиных, начинаем, сидя на досуге, что-то выдумывать или заполнять свои мозги вопросами по этому поводу.
Начните с вывески и названия. Придумать название — порою дело непростое. Иногда случаются казусные вещи с названиями. Особенно с теми, которые заимствованы из иностранного языка. Например, по центральному телевидению несколько лет назад, транслировался очень простой и оригинально сделанный видеоролик о воде. На голубом фоне крупным планом стоит стакан с водой. Тишина... Вдруг подлетает маленькая птичка и садится на край сосуда, пробует водичку, и поет, видимо, от счастья (шучу). Все очень натурально, в тесной связи с экологией и природой, но название... «Blue water», в переводе — «голубая вода», звучит в ролике на родном языке, и получается «БЛЮВОТА» Ну, что, пить охота?
Брэнд со временем исчез, но деньги-то уже потрачены.
Название должно быть простое, запоминающееся и подчеркивающее суть дела. Например, «Мебель Прогресс», «Просто Такси», в Николаеве есть кафе за городом "Вдали от жен», или сеть гастрономов «Обжора» в Одессе.
После того как вы выбрали название, необходимо определиться, на эмпирическом уровне, в каком стиле вы хотели бы видеть себя со стороны. На уровне ощущений, строго классически или ярко, броско или замысловато, с претензией, а может, представиться людям как «простой в доску парень»? Проще всего для этого выехать в Киев или Одессу и позаимствовать нечто понравившееся, желательно, дополнив своей фантазией. От выбранного вами стиля зависит обращение к потребителю рекламы. Из этого, возможно, потом родится ваш имидж. Например, строго и круто — как агент по качеству известных нефтепродуктов, или нежно и мягко — как бальзам для волос.
И вот увидите, как только найдете точку опоры в «обращении», все остальное будет проще. И слоган, и логотип, и сама рекламная компания.
Изложите ответы в выбранном вами стиле на четыре основные пункта первого правила позиционирования — Кто? Что? Где? Когда? И вы уже на горизонте!
Теперь надо бы определиться с носителем, через которого вы наилучшим образом будете услышаны вашей потенциальной аудиторией.
Обратите внимание на то, где размещают рекламу фирмы с аналогичным бизнесом. Как себя подают? Что используют, а что не используют?
Я знаю, что многие уважающие себя магазины, торговые дома, фирмы проводят опросы своих клиентов, выясняя эффективность рекламоносителей. Разумеется, эта информация является закрытой, поэтому присмотритесь к ним.
Если вы продаете шикарную мебель, то разумно размещать рекламу в журнале, где вы можете преподнести аудитории очень качественные снимки моделей. Чтобы человек в первую очередь увидел ЭТО. Или выпустить качественные буклеты и раздавать их, к примеру, на автомойках владельцам иномарок. Владелец автомобиля как потенциальный потребитель спокойно и не торопясь может внимательно рассмотреть ваши образцы на фотоснимках, ожидая когда закончат натирку кузова.
Точно так же, как мобильная связь использует наши уши, так и её реклама, в первую очередь, на мой взгляд, должна идти к потребителю тем же путем.
Правильно выбранный носитель — зачастую первый залог успеха, второй — частота напоминания. Запоминающийся креатив (выдумка) вашей рекламы может сэкономить вам деньги на частоте напоминаний. Серо поданная информация потребует более частого напоминания.
Носителем рекламы может быть что угодно и кто угодно. Самым лучшим носителем, без сомнения, являются близкие люди, друзья, знакомые, а также наглядная демонстрация обещанных достоинств и преимуществ самого -предмета рекламы». Но пусть даже круг людей, с которыми вы общаетесь, составляет тысячу человек — все равно этого зачастую бывает недостаточно, чтобы успешно вести свой бизнес. И вот тут всплывает на повестку вопрос: цена-отдача.
В газете, которую читает большинство населения, и стоимость рекламного сантиметра самая высокая. Такое же соответствие распространяется и на другие носители. Логично...
Буду благодарен за отклики: 73000, Херсон, ул. Суворова, 1-А, форощуку Геннадию. Или в виде электронных писем: gen@top.kherson.ua Предупреждаю, на письма без подписи отвечать не буду.
Журнал «Новый фаворит» №4 сентябрь 2003