on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

Звезды на темных площадях

В ночной дозор на борьбу с силами тьмы, как только на город опустятся сумерки, заступает огромная армия светлых. Они помогают уставшим, поддерживают разочарованных, указывают дорогу заблудившимся, разгоняют детские страхи и оберегают влюбленных своим светом. Светом фонарей. Кристоф Таубеншляг - герой поэтичного и тонкого романа Густава Майринка «Белый доминиканец» - потомственный фонарщик, профессиональный «хранитель пламени», принесенного с Востока его предком, розенкрейцером. Юный фонарщик бесстрашно выходит на бой с Владычицей мрака, которая осыпает Кристофа метеоритным ливнем, «бомбами космической бездны, безглазыми головами демонов, вслепую ищущих свою добычу». Но пламя в душе фонарщика оказывается сильнее этой сатанинской пиротехники: сама смерть превращается, столкнувшись с юношей, в огонь жизни.

Душу человека часто уподобляют пламени: как пламя, мерцая и устремляясь вверх, душа всегда стремится к новым горизонтам. Фонарщик зажигает фонари факелом на длинном шесте. Фонари заправлены, их надо только зажечь. Души готовы к тому, чтобы их зажгли. Должен найтись «фонарщик», который вопреки всему разыщет и зажжет эти «светильники». И тьма отступит перед вереницами фонарей, больших и малых, зажигаемых неутомимыми волшебниками. А начиналась борьба с тьмой в глубокой древности, в Китае и Месопотамии, где природный газ по бамбуковым трубкам подводился в храмовые светильники. На площадях древних Афин горели по ночам яркие костры из ветвей смолистых деревьев. Древний Рим с факелами, прикрепленными к стенам зданий, и масляные лампы Египта... Узкие кривые улицы Гранады - столицы последнего арабского халифата в XIV в. - уже освещались фонарями с масляными плошками. В древнем Китае праздник фонарей символов счастья и благополучия - возник еще три тысячи лет назад!

А «просвещенная» Европа все еще сопротивлялась. Так, в газете «Кельнише Цайтунг» в 1818 г. было опубликовано характерное для того времени воззвание:
«Уличное освещение с теологической точки зрения есть вмешательство в Божий распорядок. Ночь нельзя превратить в день;
- с медицинской точки зрения ночное пребывание на улицах будет увеличивать заболевания;
- с философской точки зрения уличное освещение должно способствовать упадку нравов;
- с полицейской точки зрения оно делает лошадей пугливыми, а преступникам помогает;
- с общественной точки зрения публичные празднества имеют назначение создать подъем национального чувства, большое значение при этом имеет иллюминация, существование же постоянного уличного освещения значительно ослабит эффект, производимый иллюминацией».

И тем не менее, к концу XVIII в. уличное освещение все-таки стало непременной и привычной частью благоустройства большинства крупных городов мира. В Париже первые фонарные столбы появились еще в 1667 г. Начало уличному освещению Петербурга положил Петр I, приказавший в честь победы русских войск над шведами 23 ноября 1706 г. повесить фонари на фасадах домов четырех центральных улиц. А первые стационарные фонари были установлены на набережной Невы против Зимнего дворца. Вскоре бюрократы точно установили и записали, какой вид и цвет полагается иметь уличным светильникам: «деревянные, голубою и белою краской выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для очищения и наливания масла...».

Конопляное масло зажигали «в ночное время токмо в темные часы по присылаемым из академии о темных часах таблицам». В Москве фонари впервые были зажжены в конце 1730 г. по случаю приезда членов Императорской фамилии. А немногочисленные прохожие на ночных киевских улицах освещали путь переносными масляными фонарями вплоть до начала XIX в. Хотя еще в 1781 г. к приезду цесаревича Павла Петровича магистрат обязал каждого владельца усадьбы на Подоле установить у ворот по два фонарных столба. Но неизвестно, долго ли эти фонари освещали улицы. И только в ноябре 1872 г, на Крещатике вспыхнули первые «газовые» огни. С наступлением темноты на кресте св. Владимира тоже зажигались газовые лампы. Горящий над городом крест служил маяком для путешественников. Однако до середины XIX в. во всей Европе доминировали далекие от совершенства масляные фонари. «Далее, ради бога, далее от фонаря, - писал Н. В. Гоголь, - и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим маслом".

Бедные фонарщики фонарным маслом с удовольствием сдабривали кашу. Трудно винить их в этом, поскольку масло «чисто, для пищи приятного вкуса, но горит не так светло, потому что оно сделано из сырых коноплей, другого же из сухих коноплей в привозе нет». В 60-х годах XVIII в. были предприняты попытки использовать вместо масла хлебный спирт. Но буквально через полчаса после выдачи «горючего» фонарщики были неспособны к работе. И тут появился керосин, его назвали «фотоген», это слово какое-то время обозначало и сами фонари нового типа. Когда фонарное топливо стало невозможно употреблять внутрь, его еще вполне можно было использовать для хозяйственных нужд, и в городах по-прежнему было темно по ночам. Как писали современники о московском уличном освещении, «фотоген Боаталя перед домом обер-полицмейстера горит как солнце, а чуть подальше все тускнеет, тускнеет...».

В среднем фонарщик следит за горением 150 фонарей, расставленных по улицам на протяжении около 6 км. Эта профессия сохраняла свой исторический вид, традиции и нравы до 40-х годов XX в.! Отдельные представители славного цеха фонарщиков находят себе работу и в наше время. Тумский остров - единственный в Европе, где каждый вечер зажигаются газовые фонари. 91 фонарь за полтора часа зажигает господин Анджей из польского города Вроцлава: «У меня такая работа, где нельзя болеть, сыновья помогают, если я слягу. Ведь городу нужен свет». Сказочник-фонарщик, словно сошедший со страниц книжек Андерсена, до сих пор рассказывает путникам, как угасает огонь в фонарях. Романтику старинных газовых фонарей недавно вернули и на Королевскую дорогу в Праге. Если встретите фонарщика с длинным шестом, не забудьте прикоснуться к его одежде - согласно пражским легендам, фонарщик приносит удачу.

А загадать желание в новолуние в круге фонарного света можно где угодно - надо только выбрать фонарь покрасивее. Благо, в конце XIX в. фонари из неказистых мастодонтов стали превращаться в подлинные архитектурные шедевры. Петербургские фонари, в проектировании которых приняли участие Растрелли, Фельтд, Монферран, считались самыми красивыми в мире. Они были не только источником света, но и украшением городского пейзажа. На литые детали фонарей в послевоенной Москве и других городах уходила половина средств, отпускаемых на все освещение города. И фонари того периода вполне могут составлять конкуренцию знаменитым уличным светильникам Сан-Франциско или Парижа. В Херсоне установленные в советское время фонари, за исключением расположенных возле «Белого дома» и кинотеатра «Украина», друг от друга дизайном не отличались, но горели исправно. С наступлением независимости финансирование на освещение города неуклонно снижалось. В результате часть фонарей пришла в негодность от старости, а другая часть была уничтожена в позднее время хулиганствующими элементами. В результате в начале XXI века в Херсоне освещены были проспект Ушакова и еще несколько центральных улиц. По остальным, в том числе и по Суворова, вечером нужно было ходить с фонариками.

Наступление на темноту началось с приходом нового городского головы Владимира Сальдо в 2002 году. Результаты сегодня видны каждому горожанину. Не хотелось грузить статистикой читателя, но только за 5 месяцев этого года работники «Херсонгорсвета» установили 409 новых светильников и поменяли свыше 1000 ламп, вышедших из строя. Новые фонари с дизайном под старину были установлены на улице Суворова, в сквере Потемкина, части набережной на проспекте Ушакова и возле кинотеатра «Украина». В этом году восстановили освещение пешеходной дорожки возле парка им. Ленина, прозванной херсонцами «стометровкой». Но наиболее популярны среди молодежи лавочки под красивыми фонарями на Суворова, где собираются тинэйджеры и назначают свидание влюбленные.

Сергей Славин
"Херсонський вісник".- 28.06.2007

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.