Звук и тишина
Звуками «Ундервуда», то бишь песнями Владимира Ткаченко и Максима Кучеренко, радио- и телеэфир наполнен. Мало кто знает тишину «Ундервуда» - стихи Макса и Володи. В озвученном виде их слышали только завсегдатаи «Levoгo Straussa» - в былые времена Ткаченко и Кучеренко выступали со своими поэтическими программами в голубой гостиной в Литературном музее «Лавренево».
За выходом в свет третьего альбома «Бабло победит зло» «Ундервуд» решил сделать своих слушателей читателями. Да еще такого некассового нынче жанра - поэзии. В январе 2006 г. в Москве поступил в продажу совместный сборник ВТ и МК (так подписаны стихи в книге) «Звук и тишина», напечатанный в издательстве «Буксир», Эти аббревиатуры людям возраста поэтов знакомы с детства. Но ВТ - это не популярные в 80-е болгарские сигареты, а МК - не канувшие в лету скрипучие магнитофонные кассеты. Это Два капитана одного корабля.
Изданный сборник - литературный the best «Ундервудов» за последнее десятилетие. Стихи херсоно-крымского периода (1994-1996) и московско-великоросские изыски 2004-2006 гг. «Звук и тишина» - сборник авторской рефлексии на мимолетные происшествия века минувшего (оккупации Крыма, взрыв линкора «Новороссийск"), и на исторические события века сего: нокдаун Тайсона, отправление поезда Москва-Симферополь или посещение Поляны сказок семейной парой с ребенком и другом семьи.
Авторы смело смешивают грешное с праведным, выдавая на-гора качественный литературный продукт, а не довесок к своим дискам. Несмотря на не завершенность представленных циклов («Времена года» заканчиваются на июле) плод всенощных бдений и сиестальных сновидений не оставляет впечатления недоношенности.
Словарь авторов не просто объемен. Авторы умудряются в одной строке связать такие не сравнимые понятия, как пассатижи и масленица или харизму и бассейн. А философские вкрапления могут находиться на расстоянии одного куплета от кухонного пассажа. И при этом сочетаться. Перекликаться.
К общеупотребительному словарю авторы (в прошлых жизнях психиатр и анестезиолог) присовокупили как минимум медицинскую энциклопедию, словарь античности и музыкальных терминов. Неподготовленному читателю иногда приходится продираться сквозь этот эллинистическо-реанимационный микс. Но иметь специальную литературу под рукой вовсе не обязательно. Навороченные вкрапления могут оказаться цитатами из советского кинематографа или из супермаркета.
Парных прозаиков история литературы знает предостаточно. «Звук и тишина» - оригинальные пример не со всем парной, но уже не сольной поэзии. В сборнике угадывается почерк каждого из авторов, но часть вещей идентифицировать сможет только специалист. Если сможет. Макс более эпичен (ода «Стихи к нокдауну Майка Тайсона»), Володя более лиричен («Всенощное») и наоборот. Это не мешает авторам хулиганить («Смерть Доширака»). Рок-н-роллыцики все-таки.
Не уже и география поэзии. От Курляндии до Нижнего Новгорода, от Японии до Египта, от Сергиева Посада до Ватикана - таков путь оседланного авторами двухместного Пегаса. Кругосветные перелеты окрашивают отдельные стихи узорами из иных культур. И эпох. По дороге авторы «заезжают» в Херсон и Севастополь - родные города. В стихах и наяву.
Олесь Богданив, искусствовед
Газета «Взгляд», 2006, 19 января
Публікація першоджерела мовою оригіналу