"Допинг" для композитора, или о чем новая комедия?
09.11.2006
Как и обещал художественный руководитель областного музыкально-драматического театра Александр Книга, театральный сезон этого года действительно богат на комедии. И в подтверждение этому, после удачной интерпретации «Сказки о Федоте-стрельце» Леонида Филатова и вполне сносной постановки «Жара кохання на лоні природи» Якова Мамонтова, творческий коллектив театра представил вниманию херсонского зрителя пьесу современного киевского драматурга Анатолия Крыма под названием «Квартет на двоих». В конце октября - начале ноября состоялась долгожданная премьера этой иронической комедии, сюжетная линия которой основана на взаимоотношениях людей в пределах одной семьи, а также о драме 60-летнего композитора, талант и признание которого были незаслуженно забыты новым поколением.
Спектакль приятно удивил и порадовал необычным выбором темы (наш театр более склонен к сценическим постановкам классических произведений), а также неожиданными поворотами сюжета, остроумием и отличной игрой актеров.
Сюжет театральной комедии довольно банален. Стареющий композитор, понимая, что слава ушла, приводит в дом молодую любовницу, надеясь таким образом вернуть музу, а заодно и творческое вдохновение. Через некоторое время к любовному треугольнику присоединяется молодой влюблённый в жену композитора, и тут начинаются «безумные» дни всех четырех участников сцены под одной крышей.
Это спектакль о жизни: о любви, о кризисе возраста, о семейных неурядицах, о проблемах поколений, о нравственности и морали.
На протяжении всего действия спектакля декорации не меняются: на сцене всего лишь рояль, кровать для композитора и его новой музы,
диван для жены и ее молодого поклонника, накрытый стол и четыре бокала шампанского, для каждого из героев комедии.
Героев этих всего четыре, но какие характеры! Безусловно, внимание в течение всего действия приковано к главной героине спектакля - Елене, жене композитора, находящей выход из любой ситуации, роль которой играет Наталья Сиренко. На мой взгляд, это самый лучший персонаж в пьесе. Красива, эффектна, находчива, но самое главное — умна и проницательна. Вместе с тем, как каждой женщине, ей свойственны и маленькие слабости, и желание быть любимой, и стремление хорошо выглядеть, несмотря на далеко не юный возраст. Самообладанию и мудрости этой женщины можно только позавидовать: жить с мужем, с которым за 35 лет супружества она испытала все «радости» жизни, и мириться с присутствием его 19-летней музы-«воробышка» в одной квартире, наверное, ни одна представительница слабого пола не сможет. Любая жена вышвырнула бы мужа-предателя не только из квартиры, но и из своей жизни. Елена поступила по-другому...
Зритель увидит, что в данном спектакле наступил сложный период не только для героини, но и для главного героя, которого играет народный артист Украины Анатолий. Толок. За нарочитым пафосом, громкими восклицаниями, за не самыми лучшими (если не сказать отвратительными) его поступками скрывается трагедия невостребованной личности, человека талантливого, но не нашедшего себя в новых рыночных условиях. Он просто не смог «вписаться» в шоу-бизнес. Вот и ищет «допинг», вдохновение в виде юной студентки консерватории Жени (Елена Пасько), наивной, неопытной девушки, полной сострадания и самых добрых намерений и доверчивости, на которых пытается сыграть седовласый создатель музыкальных шедевров. И положение его явно устраивает - жена и любовница под одной крышей, что может быть лучше!
К своему горькому разочарованию, Евгений понимает, что на безрассудные поступки готов не только он, но и Елена, пригласившая пожить к себе «мальчика по вызову», великолепно изображающего из себя преуспевающего бизнесмена, которому не занимать ни уверенности в себе, ни раскованности, ни даже иногда развязности. «Нувориша» с безукоризненными манерами прекрасно воплотил на сцене Сергей Кияшко.
Итак, четверо под одной крышей... Возможна ли такая совместная жизнь?
О развязке этой конфликтной ситуации вы, уважаемый зритель, можете узнать только, если посмотрите спектакль, жанр которого в финале можно смело определить как трагикомедия, ибо в ней настолько тесно переплелись человеческие судьбы, что распутать этот клубок может только сама жизнь, преподнося нам каждый раз не только подарки, но и удары. Последние иногда случаются чаще...
Елена Лобач
Газета "Херсонський вісник".-2006.-9 листопада.-с.9
Публікація першоджерела мовою оригіналу