Игрушки для взрослых
13.10.2006
Темой V фестиваля современного искусства «ДІДЦЕБАБА», организованного Центром молодёжных инициатив «Тотем», были выбраны странные вещи. Но как ни удивительно, «пощёчиной общественному вкусу» - как когда-то манифест футуристов - и самым неординарным событием авангардного фестиваля оказалась... традиционная живопись
В этом году на фестиваль в село Чернянка Каховского района, которое в начале прошлого века превратилось в главный штаб русского авангарда, впервые приехали гости из Санкт-Петербурга. Четверо художников представляли «Общество любителей живописи и рисования», организованное два года назад. Многие его участники знакомы широкому зрителю по арт-группировке «Митьки». В течение шести дней гости открывали для себя уголки Херсона - рисовали с натуры. Картины, созданные за время «Херсонского пленэра» (от французского - живопись на открытом воздухе), оживили унылые каменные развалины бывшего имения графа Мордвинова в Чернянке.
Именно здесь сто лет назад спорили, составляли манифесты, писали, рисовали русские авангардисты. - На той же земле, где когда-то рисовали Давид Бурлюк и Михаил Ларионов, творишь с особым ощущением, - говорит основатель «Общества любителей живописи» Александр Флоренский. - Правда, в роли авангардистов теперь мы - ведь из современного искусства практически исчезли живопись и рисование с натуры. Может быть, мы выглядим несколько старомодно - даже на этом фестивале были только перформансы (театрализованные действа) и инсталляции (пространства, организованные по воле художника). Но мне кажется, иногда художник должен что-то рисовать (смеётся). В Херсоне нас поразил порт, небольшие кораблики, затоны... В Петербурге всё это есть, но как-то не попадается на глаза. В январе будущего года картины «херсонского цикла» будут представлены на итоговой выставке в городе на Неве.
Творения же современных херсонских авангардистов полностью соответствовали теме фестивале. На один день странные вещи заселили берег чернянского озера. Так, зрителей встречала группа «дутых менеджеров»: каждый, несмотря на галстук и кажущуюся солидность, на поверку оказывался лишь воздушными шариками, «зашнурованными» в рубашку и брюки. По мнению авторов инсталляции, такие вот безликие менеджеры сегодня встречаются на каждом шагу - даже обычные продавцы именуют себя менеджерами по работе с клиентами, забывая, что важно не то, как называется твоя должность, а то, не просиживаешь ли ты при этом зря штаны.
Художник Стас Волязловский и модельер Артём Васильев решили вернуть моду на «помаранчевое». Только носить предлагают уже не шапочки да шарфики - из атрибутов предвыборной агитации они создали целую коллекцию бикини, а также сумки и даже свадебное платье. По словам авторов, «перековать мечи на орала» их вдохновила история о советском парашютисте, который во время Великой Отечественной войны приземлился в Херсоне в районе Жилпосёлка. Рассказывают, что местные жительницы прятали его до прихода наших. Правда, белья из парашютного шёлка нашили сразу, потеряв всякую осторожность. Художники согласны, что война войной, а «мирные цели» куда важнее.
Попаданием «на все сто» в тематику фестиваля организаторы посчитали инсталляцию «Призрак диджеев 60-х». На советской радиоле середины прошлого века, которую в рабочем состоянии активисты «Тотема» притащили со свалки (странно, что люди выбрасывают такие замечательные вещи!), крутили... аудиоприложение к Большой советской медицинской энциклопедии. Изначально эти пластинки предназначались для студентов-медиков, но на фоне чернянского пейзажа воспринимались и людьми, далёкими от врачевания.
- Странные вещи - это то, что вызывает удивление и восторг, а может, даже неприятие. Эта своеобразные игрушки для взрослых, - объясняет идейный вдохновитель фестиваля Елена Афанасьева. - Вообще, вокруг много странных вещей. У кого-то культурный шок вызовет эта радиола с пластинками. Но она не более странная, чем тот факт, что имение графа Мордвинова в Чернянке, управляющим в котором был отец Давида Бурлюка, и сам дом, в который приезжали Бурлюк, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, разрушили не войны и революции, а «перестроечные» 1980-е годы… Но есть и приятные странности.
Только теперь выяснилось, что херсонский художник Леонид Смагин, который принимал участие во всех наших фестивалях, в 1960-е годы жил в доме Бурлюков! Его отца пригласили в Чернянку после окончания бухгалтерских курсов, предоставили жильё. Семья Леонида жила в правом крыле дома, в левом располагалась бухгалтерия. Интересно, что адрес дома был такой: улица Дерибасовская, 1. Мы решили, что будет справедливо, если мы восстановим исторический дом – для начала хотя бы из фанеры. Свой домик мы «построили» на месте разрушенного строения…
К сожалению, V фестиваль современного искусства, скорее всего, будет последним. Популярное мероприятие стали поддерживать городские власти – даже появилась отдельная строка в бюджете. Но организаторам фестиваля – как в своё время футуристам – хочется разрушить то, что стало принимать застывшую форму. Разрушить, чтобы на следующий год придумать что-нибудь новое.
Татьяна КИРПА
Газета "СВ Гривна",13 октября 2006
Публікація першоджерела мовою оригіналу