Арт Хованесян: без профессионалов не обойтись
На VII Международный фестиваль аматорского кино «Кинокиммерия», который проходил на Херсонщине в сентябре этого года, в качестве представителя Международного союза непрофессионального кино UNICA приезжал Президент Единого Центра некоммерческого Кино Армении Арт Хованесян
Вообще-то зовут его Арташес Сергеевич, но вследствие 12 лет жизни в Америке имя пришлось сократить - не могли американцы выговорить имя армянского царя. Так что сегодня наш гость представляется просто как Арт, и рассказать ему есть о чем... Он - обладатель первой и единственной золотой медали за все время участия СССР в «Унике»...
- Арт, признайтесь, аматорское кино в Армении отличается от аматорского кино в Украине?
- Прежде всего, у нас оно не называется аматорским - некоммерческим. Наш Всеармянский центр некоммерческого кино принимает фильмы со всего мира. Но - режиссеров-армян. В этом году на «Унике» я представлял фильмы, которые сняли армянин из России, армянин из Америки... А второе место на фестивале взял фильм «Реставрация» армянина из Грузии - о том, как в Грузии уничтожают армянские церкви или переименовывают их. Был фильм, который сняла певица из Сербии - о сыне Тейлиряна. Тейлирян - это террорист, который убил в Берлине организатора геноцида армян Талаата-пашу (в 1915 году вырезали 1,5 млн, армян), берлинский суд оправдал его, и в Армении он считается национальным героем. Она нашла сына Тейлиряна, и я уговорил ее снять о нем фильм, интервью. Получился уникальный материал...
Все поездки и фестивали я использую для того, чтобы встречаться с армянам и кинолюбителями. Вы же знаете, армян во всем мире 7 млн., а в Армении - 3 млн. В прошлом году на фестивале в Люксембурге встречался с армянской общиной Швейцарии и Бельгии. Своими путешествиями, знакомствами стараюсь побольше создавать наших центров - они есть даже в Бразилии и Швеции. Организацию я создал два года назад, Армения стала членом «Уники» в 2010 году (годом позже, чем Украина), и с того времени мы получаем «серебро». В прошлом году - за наш анимационный пластилиновый мульт, в этом году, кроме этого - еще две бронзы и почетный диплом. Если сделать такой олимпийский расчет, то по количеству медалей мы где-то на седьмом месте.
А со словом «любительский» нужно быть очень осторожным, поэтому не только мы в Армении, но и в «Унике» от него отказались. Раньше купить 35-миллиметровый киноаппарат и снять на него фильм было просто немыслимо. А сейчас все поменялось. Теперь любой человек в любой момент может купить камеру за 700-800 долларов, снять фильм в качестве HD, и если он будет очень интересный, его купят, и тогда ты в минуту станешь профессионалом, а твой фильм станет коммерческим. Теперь и на фестивале в Италии есть профессиональные фильмы, у нас в Армении есть - главное, чтобы они были некоммерческими. В этом и есть изюминка нашей «Уники»: если ты некоммерческий, если ты не пляшешь под дудку дистрибьюторов, продюсеров, если тебе не платят, если ты снимаешь потому, что тебе есть что-то сказать - в этом вся суть. А любитель ты или профессионал, это неважно. Важно, чтобы ты снимал некоммерческое кино.
- Но ведь великие режиссеры тоже снимали для себя, и уже потом вся структура подстраивалась под гения...
- Нет-нет, все фильмы Феллини - коммерческие. Ои снимал «для кассы». Другое дело - фильм доходный или не доходный. Последние фильмы Феллини Америка вообще не покупала. Может быть, они не кассовые, но они, в конечном итоге, коммерческие, А какие фильмы у Годфри Реджио! Он очень классный документалист, тратит на фильм приблизительно 100 млн., а возвращает 6. Я снимал некоммерческое кино и в 1988 году, и сейчас. Мои фильмы запрещены государством, потому что в них говорится о вещах, о которых профессионал никогда не заговорит - ему никто за это не заплатит. Например, я в документальных фильмах говорил о жизни в Америке, показывал ее реальное лицо. А это им невыгодно. То же самое с «Дирижерами» - это мой фильм, который взял «золото», - он был комедией на тему первомайского парада, как его организовывают. Такие фильмы ни один профессионал не снимет, а если и снимет - ему не дадут его показать.
- Как такой фильм выпустили за пределы СССР?
- В Москве он взял второе место, и когда мне вручали награду, сказали, что пару лет назад меня за него по голове не погладили бы. Но тогда были последние годы перестройки, было послабление, поэтому пропустили.
- Если Вы снимаете кино некоммерческое, то зарабатываете чем-то другим...
- Я врач. Был врачом, когда получил золотую медаль. Когда уехал в Америку, стал профессионалом в кино - жизнь заставила. У меня в Америке была студия, я снимал фильмы, рекламу, клипы, концерты... В конце концов, телепередача у меня была. Но мне жизнь там не понравилась, я вернулся в 2001 году и опять подался в медицину: работаю врачом-психотерапевтом в республиканской больнице Армении.
- Что мешало хорошей жизни в Америке?
- Отношения между людьми. Там все другое. И люди, и дружба, и пища - абсолютно все. Все думают, что они уедут в Америку - и их признают. Я добился большего успеха в Армении. Я работаю и врачом, и заместителем главного врача по маркетингу, избран членом комитета «Уники», 3-4 раза в год езжу на фестивали. Такого успеха у меня не было бы в Америке.
- Как постоянный гость фестивалей Вы, наверное, видите тенденции некоммерческого кино в мире.
- С каждым годом увеличивается число профессиональных некоммерческих фильмов. И уже настала необходимость создать для них в «Унике» отдельную категорию - думают, как ее назвать. Потому что участие профессионалов уже очевидно, без них «Уника» не сможет продвигаться вперед. Голландцы мне говорили, что у них 2500 членов и около 120 клубов, но все седовласые - юноши туда не идут. Нужны коренные перемены, с программой перемен я и выступал последние два года. Чтобы и профессионалы, которые хотят снимать для себя и на свои деньги, могли участвовать на наших фестивалях. Конечно, в отдельной категории. Но это - необходимо. Даже такой профессионал, как Коппола снял такой фильм - для себя, за свои деньги... Значит, и Коппола может участвовать на «Унике».
- Если в «Унику» ринутся профессионалы, что останется тем, кто только начинает снимать кино или для кого это хобби? Они не затеряются за громкими именами?
- Это будет отдельная категория - как студенческие фильмы, как детские. Хотя я против участия детских фильмов.
- Почему?
- Во-первых, ты никогда не знаешь, кто реально стоял за камерой, кто монтировал. Там явно идет помощь взрослых, а ты не можешь это доказать - в титрах имя ребенка. Во-вторых, детские фильмы порой очень примитивны. Вообще, на «Унике» фильмы авторов до 25 лет считаются юношескими. Но в Швейцарии в 2010 году победил 24-летний итальянец, и фильм был таким сильным, что многие ни в 30, ни в 60 так не смогут снять. Вообще, неправильно делить по возрасту. И я постараюсь, чтобы с моей легкой руки в «Унике» произошло много перемен. У меня есть план, я его выложил на конгрессе ассамблеи «Уники». В том числе - как привлечь государства Азии и Латинской Америки, потому что в «Унике», в основном, европейские страны. Из Азии - только Корея, а Иран в этом году вышел. Сейчас буду приглашать на фестиваль в Корею 15 азиатских стран. И еще. Раньше, я был против участия в «Унике» профессионалов, но в этом году поменял свое мнение. Месяц назад меня избрали в комитет «Уники». Раньше из СНГ членом «Уники» был только Эдмон Кеосаян в 1975-1987 годах. На «Унике» три официальных языка - французский, немецкий и английский. Русский не признан официальным языком, и это, наверное, сказалось. У меня с английским нет проблем, но есть активное желание внести изменения.
- На «Кинокиммерии» нашли для себя что-то интересное?
- Я выбрал два фильма из основного конкурса и три студенческих, которые хочу взять в Армению. Жюри здесь было в основном украинское, у меня были немножко другие взгляды на фильм-победитель. Но Евгению Максимову, думаю, виднее, он довольно успешный руководитель, если с каждым годом увеличивается количество фильмов, а это огромное количество - 100. Все регионы представлены, хотя бы одним-двумя фильмами. Это все меня поразило и приятно удивило.
Лариса Жарких
«Херсон маркет плюс».- №43 (353).- 25-31.10.2012.- стр.15
Публікація першоджерела мовою оригіналу