Херсон родина украинского слэма?
01.02.2007
Александр Кабанов, редактор журнала культурного сопротивления «ШО» (между прочим, уроженец наших диких мест -херсонец), не забывает о своей малой родине и делает все возможное, дабы ее окультурить. Намедни прислал небольшую, но весьма ценную (в денежном эквиваленте тоже - 20 гривень!) книгу «СЛЭМ! Теория и практика поэтической революции» киевского журналиста, писателя, телеведущего Анатолия Ульянова. Автор с молодым задором громит устоявшиеся литературные формы и активно навязывает новые. Ничто не ново под луной.
Поэтические манифесты были весьма популярны в начале прошлого века. Не прошло и ста лет, как явилась миру очередная поэтическая декларация независимости от устаревших литературных форм. Цитируем: «Мы - другие ребятишки со стальными хохолками и гомерическим хохотом за пазухой. Мы, молодые украинские литераторы с огромными ртами, внимательными ушками и сверкающими глазами, испытываем естественную потребность в реформах, оживлении украинского литературного пространства через трансплантацию в него свежих и актуальных концепций. Мы ощущаем реальную возможность такой трансплантации и чувствуем в себе силы ее осуществить».
Могуче сказано! Но и сто лет назад было не хуже: «Каждый молод, молод, молод!
В животе чертовский голод... »
Дождались ренессанса авангарда на наших черноземах. Чем же решили удивить нас яростные экспериментаторы нового тысячелетия? А вот чем: «Мы обнаружили нечто, что без неуместной скромности и стеснения можно полагать словом, которое должно было сказать наше поколение. Этим словом стал поэтический слэм, позволивший нам не только найти свою эмоциональную, интеллектуальную и культурную идентичность, но и ситуацию, в которой мы можем создавать искусство живое да без серьезной морды...»
Что такое слэм?
Анатолий Ульянов в своей книжице дает краткий, но полный отчет об истории и отцах-прародителях слэма. Слэм появился в 1985 году, в Чикаго. Строитель Марк Келли Смит провел серию литературных вечеров в формате «открытого микрофона». Каждый желающий мог почитать свои поэтические перлы, при этом уложиться в три минуты и получить оценку публики и жюри. Появилось и глобальное все американское действо «Национальный Поэтический Слэм», в нем принимали участие команды из восьми городов. Так в Америке родилась мощная литературная субкультура. Потом эпидемия перекинулась в Европу - Финляндия стала первой, к ней присоединились Германия, Австрия и Швейцария. В середине 90-х слэм проник в Данию, Францию, Польшу, Голландию, Эстонию и Лихтенштейн. В 2001 году слэм добрел до России, а 19 мая 2006 года появился и в Украине.
Идеолог слэм-движения Анатолий Ульянов настаивает, что именно эта дата (в этот день открылся Киевский международный фестиваль поэзии «Киевские лавры») и есть точка отсчета, ибо на фестивале был представлен первый проект правил слэма, заявлены его концептуальные и эстетические принципы.
Поэт Сергей Жадан уверяет, что украинский слэм появился в 1997 году в Харькове.
Мы же утверждаем, что херсонская земля не только родина русского футуризма, но и украинского слэма. Напомним нашим читателям, что лит-party у нас проводились с 1995 года, и все они проходили при переполненных залах, а турнир «Сатурналии-97» вызвал невероятный ажиотаж просвещенной публики, которой дали право судить пиитов. Так что херсонские поэты первыми в Украине, ничего не зная о слэм-движении, вышли к микрофону и без всякого концепта и эстетических принципов стали читать свои опусы друг другу и любителям изящной словесности. И не только читать! Было издано несколько книжек их поэтических экзерсисов, в разные годы и небольшим тиражом, но ведь издавались же!
«Бабло» не зло?
Тюменский поэт Владимир Богомяков говорил: «Слэм - это когда мужики собираются в кабаке, бухают и читают друг другу стихи. Они хлопают друг друга по плечу и говорят, мол, молодчина, Ваня, хороший стих написал». А вот Анатолий Уль-янкин убежден, что украинский слэм не может быть добрым и компанейским, ибо «Подлинная культура - это культура, рожденная в борьбе, а борьба - это всегда провокация, вызов, плевок в устоявшиеся ценности".
И это уже было! Плевали и клеймили, разоблачали и разрушали, а потом на обломках чего-то там строили.
Но вот есть и свеженькая идейка, выдвигаемая господином Ульяновым: «До тех пор пока в движении не запахнет деньгами, все это будет лишь хобби... Без копейки вершин качества не достигнуть». Какой, однако, циничный и меркантильный этот Ульянов! Неужели гопа молодых пиитов, отвергающих устоявшиеся ценности, так люто привязана к одной из них - деньгам. А как же концепт? Неужели и на него плюнули? В тяжелое мы время живем, когда реформаторы от литературы пытаются стыдливо замаскировать свое, конечно же, естественное для любого человека желание подзаработать, в некие концептуально-эстетические одежки.
Собственно, поводом написания этой статьи послужила не столько книга Анатолия Ульянова, а просьба редактора журнала «ШО», поэта и лауреата Александра Кабанова, выяснить, будет ли оная брошюра в Херсоне продаваться (напоминаем, стоит она 20 гривень). Внимательно изучив все 86 страниц, ответственно заявляю - это издание не будет пользоваться спросом в нашем регионе, впрочем, и в любом другом тоже. И не потому, что плохо написано, наоборот очень живо (есть там и вызов, и плевки в устоявшиеся ценности, и даже провокации), но... Скучно все это, господа! И вершины качества в поэзии вовсе не зависят от количества денег, потраченных на то, чтобы этих вершин добраться. Есть еще ситуации, в которых «бабло» ничего не решает. Талант, знаете ли, такая штука, которую нельзя привить, культивировать или трансплантировать. Это очень индивидуальное качество, случайно подаренное человеку (вопрос «Кем?» мы здесь не обсуждаем). Так что толпы зубастых графоманов, берущих за свои концерты по червонцу, вряд ли поспособствуют рождению в Украине поэтических талантов.
ОКСАНА БОРИСОВА,журналист
Взгляд.-2007.-1 февраля
Публікація першоджерела мовою оригіналу