on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > Heraldry of Tavriya > And again, something about the symbolism of Kherson

И снова кое-что о Херсонской символике

Геральдика - тоже наука
Составление гербов - гораздо более сложное занятие, чем создание товарных эмблем или композиций из символов в области, ушедшей в прошлое советской наглядной агитации. Поэтому геральдику (составление, истолкование и изучение гербов) называют не только вспомогательной исторической дисциплиной, но и наукой, добавляя при этом эпитет «государственная и политическая». Лишь с социально-этической, а не с государственно-политической точки зрения можно отдавать разработку символики в государстве случайностям конкурсов, где могут участвовать все, кто просто любит родной край, имеет краски и кисти, и желает получить пару тысяч гривен.И хотя, традиции украинского гербоведения не столь великовозрастны как классической западноевропейской геральдики, берущей свое начало с конца 11 -го века, тем не менее, и наши украинские гербы и эмблемы постепенно приобретают цивилизованные очертания, создаваясь, за небольшими исключениями, на основе геральдических правил и законов.

На этом фоне отобранные и представленные конкурсной комиссией на утверждение XX сессии Херсонского областного совета 23 созыва и утвержденные большинством голосов депутатов герб и флаг Херсонской области также не остались незамеченными. Обращает на себя внимание, присутствие в гербе фигур и стиля характерной для цеховой геральдики и товарной эмблематики, сильно стилизованная форма то ли картуша, то ли щита с вырезами, украшенного «контурной линией желтого цвета», с прорвавшей вершину щита и разместившейся между его главой и навершием герба гербовой фигурой. В истории Украины щиты земельных гербов подобных очертаний и форм имели украинские земли в качестве воеводств в составе Речи Посполитой в 15 в., являясь отражением на уровне государственной символики власти Польши над Украиной. И если применение своеобразного, заимствованного поляками в большой степени у немцев, геральдического стиля органично, уместно и оправдано в товарной гербовой эмблеме марки пива "Львівське", это понятно и объяснимо, т.к. относится к той территории Украины, которая до середины 20-го века была территориально связана и с Польшей и с Австро-Венгрией, то южно-украинские земли имеют свои исторические и культурные корни и традиции, развивались под воздействием несколько иных геополитических факторов, что, кстати, отражено в существующем гербе самого областного центра.

Цветовая же символика в геральдике, а еще более в вексиллологии (от вексиллум (лат.) - штандарт) требует еще более осторожного, выверенного подхода, потому как достойно охарактеризовать и представить территорию в виде нескольких цветных полос - задача сложная и ответственная. Когда же в Латинской Америке четыре государства в качестве государственных флагов используют композицию, состоящую из белой и двух голубых либо синих полос и отличаются лишь размещением на них различных изображений, то возникает ощущение, что данное цветосочетание на знамени является символически обоснованным для этой части света. Также в составляемых в последнее время новых территориальных гербах очень осторожно следует использовать такой геральдический знак как «корона», которая сохраняется в большом территориальном гербе размещаясь в навершии, как правило, в память о монархическом прошлом, за исключением полных городских гербов, традиционно украшаемых каменными коронами.

Современная украинская геральдика как теоретическая база составления новых больших украинских и малых территориальных (местных) гербов, чтобы не выглядеть непонятной, надуманной, вычурной, заимствованной должна развиваться на основе, именно, своего национально-государственного наследия с опорой на современное понимание геральдической науки, включающей в себя не только набор используемых в гербе в качестве украшений, фигур, знаков, атрибутов, но и научное объяснение, и подтверждение с учетом национально-исторического и державно-политического обоснования самого, называемого гербом, изображения.

Алексей Вундервальд
«Чайка».- №3.- 14.03.2002

Об авторе:
Вундервальд Алексей Юрьевич - политолог, художник-геральдист, автор ряда территориальных (Старокиевский, Дарницкий и Московский р-ны г. Киева) и корпоративных гербов в г. Киеве (1999-2000 г.г.), эмблемы общества советских немцев «Видергебурт» (Москва 1990-1991 г.г.)

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page